Рост цен пугает россиян больше, чем растущая безработица или коррупция на местах. Об этом свидетельствуют данные недавно опубликованного опроса исследовательского «Левада-центра». Почти 60% опрошенных назвали рост цен одной из основных проблем, тревожащих их в последнее время. Причем этот фактор находится в топе фобий россиян на протяжении последних 5 лет.
Да, доходы населения замедлили свое падение, но до стабильности еще далеко. Поэтому колебания цен в продовольственных магазинах так чувствительны для людей. Что приводит к росту цен продовольственных товаров и могут ли повлиять на ситуацию крупные торговые центры?
Потребительское поведение сильно изменилось за последнее время. Если раньше поход в супермаркет большинство российских семей воспринимали как своеобразную форму досуга, то теперь это для многих «охота за скидками». Исследования BCG показывают, что около 60% потребителей стремятся покупать товары во время промоакций. Тем не менее доля затрат на продукты питания в общем объеме потребления составляет практически 37%. В таком контексте крупные торговые сети, отвечая на запросы покупателей, максимально стараются сдерживать рост цен, одновременно делая процесс приобретения товаров наиболее комфортным.
Реальные располагаемые доходы населения в первом полугодии 2019 года сократились на 1,3%. Безусловно, это влияет и на размер среднего чека, и на потребительскую уверенность. Предпосылок, свидетельствующих о том, что ситуация может выровняться в краткосрочной перспективе, к сожалению, нет. В этих условиях покупатели будут нацелены на экономию собственных ресурсов и приобретение недорогих, но качественных продуктов. Фактически потребители становятся более экономными и более требовательными.
Интервью Сергея Белякова можно прочитать здесь.
Сдерживание роста цен — одна из ключевых социальных функций, которую на себя берут крупные торговые сети. Как правило, средняя стоимость продовольственных товаров в торговых сетях на 7-10% ниже средней стоимости на аналогичные продукты в регионе присутствия. Стоимость потребительской корзины в крупных торговых сетях стабильно ниже показателей Росстата. Такие результаты достигаются в том числе за счет оптимизации собственных издержек, а также за счет развития различных систем лояльности.
Но с экономической точки зрения процесс удержания цен выстроен так, что при растущей нагрузке на бизнес ретейл фактически делится собственными доходами с потребителями, не допуская резкого роста цен на полках. При этом рентабельность крупных торговых сетей, вопреки распространенному суждению, остается на уровне 2-3% и с 2016 года не превышает эти пределы.
Между тем издержки ретейла все время растут. Ключевая причина — в давлении на отрасль торговли со стороны государства. И давление это усиливается. Фактически каждое законодательное нововведение оборачивается для бизнеса существенным ростом издержек, перенастройкой процессов или наймом дополнительных сотрудников. Все это в конечном счете снижает способность торговых сетей искусственно удерживать рост цен при увеличении операционных расходов, росте стоимости исходного сырья, коммунальных платежей и налоговых сборов.
ТОП-10 продуктовых сетей можно посмотреть здесь.
Оценка фактического воздействия прошлых поправок в закон о торговле уже показала, что ограничительный тренд в отношении отрасли не оправдал себя и дал совершенно не те результаты, которых ожидали законотворцы. Регуляторные ограничения негативно повлияли не только на самочувствие субъектов торговли, но и на их ценовую политику.
Увеличение числа проверок также оборачивается дополнительными издержками для бизнеса. Среди драйверов роста цен можно также назвать высокие ставки эквайринга (эта проблема особенно актуальна для непродовольственных товаров), ограничения для торговли специализированными товарами, введение дополнительных требований по маркировке.
Отрасли нужно «умное регулирование», которое уменьшит число изменений с негативными последствиями как для бизнеса, так и для потребителя. Без страх населения перед ростом цен не преодолеть.