До 2017 года потребительский рынок в России что-то постоянно «драйвило»: он то рос, то падал. Последние два с половиной года нет значимых изменений рынка. Одни говорят, что наступила стабильность, другие — стагнация. И, по прогнозам, взлетов и падений в ближайшие 2 года, с 2020-го по 2021-й, тоже не ожидается. Это означает, что всем компаниям во всех индустриях будет очень сложно расти.

По поводу емкости потребительского рынка есть пессимистичный и оптимистичный прогнозы. Согласно первому, ожидается, что к 2025 году население существенно сократится, некоторые аналитики говорят о 10 млн человек. Речь об экономически активном населении. При этом сокращение реальных доходов населения мы наблюдаем на протяжении последних нескольких лет. Рост налогов, повышение НДС говорят о том, что денег у потребителей будет меньше. С учетом сокращения численности это значит, что больше людей будет меньше зарабатывать, то есть рынок будет падать очень сильно.

По оптимистичному сценарию — и дальше будет усиливаться глобальная урбанизация. Это тренд, который сейчас присутствует во всем мире. Для России мы называем его «московизацией», когда люди стягиваются в Москву и другие крупные города. Также мы наблюдаем в России, как растет число одиночных домохозяйств. С одной стороны, кажется, что это негативный тренд: чем меньше домохозяйство, тем меньше оно потребляет. Но это не так: одиночные домохозяйства в среднем потребляют больше товаров и услуг примерно на 16%.

Много маленьких стран
Почему такие противоречивые прогнозы, чем они подкрепляются? Тем, что у нас огромная, совершенно непредсказуемая страна. В ней много регионов, и каждый из них — это отдельная маленькая страна со своей историей, со своей жизнью и своими особенностями. Есть регионы, в которых зарабатывают больше, чем в других, есть регионы, которые считаются бедными. Если посмотреть на среднедушевые доходы, то в среднем по России они составляют около 31 тыс. рублей в месяц. При этом в Ненецком автономном округе — 70 тыс. рублей, в Республика Тыва — 14 тыс. рублей. Вот насколько у нас полярная страна.

Стоимость продуктовой корзины тоже разнится: по России это 14 тыс. рублей в месяц, в Ингушетии — 11-12 тыс., на Камчатке — 24 тыс. рублей. При этом Камчатка не относится к регионам с самыми высокими зарплатами. В среднем по России уровень урбанизации достигает 74%, в Магадане — 96%, а в Республике Алтай — только 29%. За этими цифрами кроется, что происходит с регионом, как он развивается, где работает население, сколько у него денег.

 Но что объединяет всех жителей нашей страны? Все мы находимся в едином информационном поле, видим, что происходит с экономикой, как развиваются технологии и бизнес, что делает государство. Соответственно, все это выливается в потребительские настроения. В первом квартале 2019 года обновился исторический минимум по этому показателю. Индекс потребительского доверия опустился на 3 пункта относительно четвертого квартала 2018 года, до 62. До этого самым пессимистичным был 2016 год. Уже много лет есть нисходящий тренд потребительских настроений. Все усиливается тем, что происходит в нашей стране: кризис, падение курса рубля, снижение реальных доходов. Это приводит к тому, что потребитель становится менее уверенным в завтрашнем дне и в том, что вообще сможет тратить деньги.

Что больше всего сейчас беспокоит потребителя? Это довольно простые вещи: рост цен, коммунальные платежи, здоровье. Человек думает о том, сможет ли его семья завтра обеспечить себе привычный уровень жизни, купить те же товары, оплатить те же услуги, ездить на автомобиле того же класса.

На чем экономят российские потребители? В первую очередь на том, от чего можно легко отказаться. У многих шкафы достаточно плотно забиты одеждой, поэтому от покупки новых платьев и костюмов можно на время отказаться. Потребители переключаются на более дешевые бренды и экономят на развлечениях вне дома. Лишний раз не пойдут в кино или ресторан, ездят в более короткие отпуска, откладывают обновление мелкой бытовой техники.

Технологии будущего
Российские потребители, несмотря на довольно пессимистичную картину с доходами и оборотом свободных денег, которые у них есть, очень внимательно следят за новыми технологиями и новыми трендами, которые возникают в обществе. Средний доход у нас в стране — около 30 тыс. рублей в месяц, при этом 60% россиян имеют смартфон, средняя стоимость которого — 15 тыс. рублей. То есть половину своей зарплаты потребитель готов потратить на смартфон.

А теперь скажите, кто из вас не просыпается со смартфоном в руке и сразу же не начинает смотреть почту, отвечать коллегам или переписываться с друзьями? С точки зрения технологий проникновение Интернета в России находится на уровне 76%. Только у четверти населения пока нет Интернета, и это очень отдаленные регионы страны. Мобильным банком пользуется 10% населения в нашей стране, это самый высокий показатель в Европе. Этот тренд задали банки, подключая пользователей через смартфон к услугам. Благодаря NFC-технологии почти половина (42%) всех безналичных платежей — бесконтактные. Это говорит о том, что потребитель сливается с устройством. Все переходит в смартфон, и потребитель это ценит, любит и стремится пользоваться этими технологиями. Все бизнесы, все индустрии адаптируют себя через устройство: загоняют в маленький формат полку, рекламу, делают приложения удобными для потребителя. За этим будущее.

О кибербудущем food-ретейла читайте здесь



Мы проводили исследование, спрашивали потребителей о том, как будут развиваться технологии. Потребителю от технологий нужно удобство, персонализация, эксклюзивный контент, возможность отслеживать здоровье, проводить время в дороге с пользой, сократить время на покупки. В ближайшее время самыми востребованными, по мнению потребителей, могут стать микрочипы для сбора данных о здоровье и дроны для доставки. Казалось бы, это тема, очень далекая от нас, это не про Россию, не про этот год и даже не про это десятилетие. Но такие технологии уже существуют. Примерно пятая часть россиян использует устройства для отслеживания здоровья, умные часы и фитнес-браслеты. А дроны уже могут переносить достаточно тяжелый груз, 10 кг на расстояние 20 км. Если есть спрос и есть предложение, вопрос лишь в том, кто первый начнет коммерциализировать этот тренд.

Материал подготовлен по мотивам выступления на бизнес-форуме «FinAuto – 2019»