Интернет-торговля продуктами питания переживает настоящий бум во всем мире. Число «адептов» онлайн-покупок стремительно растет, крупнейшие сетевые гипермаркеты стремятся обогнать друг друга в конкурентной борьбе, разрабатывая кратчайшие пути покорения умов, сердец и желудков своих покупателей.

Еще вчера еда по подписке, роботы-доставщики, гигантские продуктовые «паркоматы» самообслуживания, холодильник, который сам себя пополняет, и курьер, раскладывающий свежезаказанные продукты на вашей кухне без вас, были чем-то из области фантастики. Сегодня подобные проекты вовсю тестируются крупнейшими ретейлерами, такими как Walmart, Kroger или Amazon. Как рост онлайн-продаж продуктов питания меняет наше пищевое поведение и потребительские привычки? Каким будет рынок современного food-ретейла через 5-10 лет? Уйдут ли гипермаркеты в сеть и когда офлайн-магазины превратятся в бесконтактные пункты выдачи продуктов?

Ешь, фолловь, плати
Путь к сердцу потребителя лежит через желудок. И тот, кто сделает этот путь короче, победит в глобальной войне супермаркетов. Сегодня онлайн-продажи продуктов питания являются одной из самых перспективных и быстрорастущих сфер на глобальном рынке. По данным аналитиков Nielsen, на их долю приходится: в США — 2,5%, во Франции — 5,2%, в Англии — 6,3%, в Корее — 11,7%, в Китае — 13,8%. Если свежее мясо в Интернете (а такое предложение уже есть) можно купить так же просто, как зубную пасту, возможно ли появление кибергипермаркетов продуктов питания без торговых павильонов по примеру «Юлмарта» с применением многофункциональных пунктов выдачи заказов? Очевидно, да, и это уже происходит. Так, международный кибермаркет Amazon создал прецедент, купив в 2017 году сеть супермаркетов Whole Foods. Таким образом, он приобрел пункты выдачи заказов офлайн, где пользователь может забрать покупку в удобное время: по пути на работу или домой — сумки с продуктами сотрудники магазина просто вынесут и положат в багажник. Также Amazon успешно практикует доставку продуктов до двери клиента. При этом, в отличие от онлайн-торговли непродовольственными товарами, к доставке скоропортящихся продуктов питания предъявляются более жесткие требования по времени — в течение нескольких часов после заказа.

Чтобы выиграть конкурентную войну с Amazon и успеть быстро доставить онлайн-заказы, американский гигант Walmart начал привлекать водителей от платформ Deliv, DoorDash и Roadie. Кроме того, в его арсенале появился Jet.com, предназначенный для городских жителей Нью-Йорка. Также Walmart начал платить сотрудникам своих магазинов за добровольную доставку «посылок», заказанных онлайн, которые они могут доставить по пути с работы, если получатель оказывается в их районе. Компания Target, которая не имеет такого сильного продуктового бизнеса, как Walmart, также предприняла шаги, чтобы привлечь больше клиентов с помощью доставки продуктов. Она приобрела платформу доставки Shipt, которая теперь предоставляет клиентам Target доступ к доставке продуктов в тот же день на определенных рынках, если они платят ежегодный членский взнос в размере $99.

От пикапа до роботов-доставщиков
И это далеко не все инновации. Walmart не ограничился быстрой доставкой продуктов и пошел дальше — теперь компания доставляет заказ из магазина прямо на кухню своим покупателям даже тогда, когда никого нет дома. Для этого ретейлер объединился с умным стартапом August Home. Вместе они разработали сервис, чтобы курьеры могли использовать временный код двери и попасть внутрь. При этом они могут войти, только если никто в доме не ответил на умный дверной звонок August Home, который при нажатии вызывает уведомление на смартфоне хозяина квартиры.

Еще одно инновационное решение — гигантский продуктовый торговый автомат самообслуживания Pickup tower на парковке одного из его супермаркетов в Оклахоме. Покупатели просто заказывают еду через Интернет, а затем, придя на парковку, прикладывают штрихкод к считывателю на боковой стороне «продуктового паркомата» и вытаскивают продукты из корзины. Сотрудники магазина упаковывают каждый заказ в корзину и заблаговременно загружают в устройство. Отсек для хранения оборудован морозильными и холодильными камерами и доступен 24 часа в сутки.

Еще дальше пошел ретейлер Kroger, который заключил со стартапом Nuro партнерское соглашение по автономной доставке продуктов в городке Скоттсдейл, штат Аризона, с помощью гибридов Prius, которые позже были заменены автономными курьерскими электромобилями Nuro R1. С помощью роботизированных машин уже доставлены тысячи заказов.

От Москвы до самых до окраин
Россия также находится в мейнстриме последних тенденций онлайн-food-ретейла. Продукты в Интернете сегодня продают «Утконос» и Ozon, «Азбука вкуса», «Ашан», «Перекресток», «О'Кей», «Глобус Гурмэ», «Метро С&C» (для корпоративных клиентов). О серьезных намерениях по развитию онлайн-направления заявили новые собственники «Магнита» и «Ленты». Так, «Магнит» планирует развивать онлайн-доставку на базе логистических центров «Почты России», о чем компании уже договорились. Х5 Retail Group не осталась в стороне, объявив о планах по уберизации «Пятерочки». О том, что российские сети делают серьезные ставки на онлайн, говорит и тот факт, что в качестве конкурентов они называют не друг друга, а американский Amazon и китайскую сеть «Алибаба».

Похоже, в ближайшие годы нас ждет увлекательная борьба за онлайн-доминирование в сфере национального food-ретейла. И в этом, безусловно, большой плюс для российского потребителя, потому что прецедентов успешно работающих масштабных моделей в России практически нет. И если отечественные ретейлеры в своем стремлении удивить и завоевать покупателя будут так же последовательны, как и их американские и европейские коллеги, то в ближайшие 5-15 лет мы, возможно, увидим много нового и интересного: от продуктоматов на парковках со свежими овощами, молоком и мясом вместо угрюмых мясников по ту сторону прилавка до доставки роботами или беспилотниками продуктовой корзины на окраины городов-миллионников.

К слову, несмотря на то что российский рынок онлайна еще совсем молодой, у нас уже успешно работают аналоги западных интернет-платформ по быстрой доставке продуктов из магазинов на основе мобильных приложений. По образу и подобию американского Instacart в России работают Instamart, iGooоds, Save Time, Golamago и др. Продуктовый онлайн-ретейл пока развивается преимущественно в Москве и Петербурге, но это только пока. У сегмента большое будущее, и для нашей страны с ее большими расстояниями от сельского пункта до ближайшего районного магазина онлайн-торговля может стать панацеей и дать новое качество потребления, а с ним и новое качество жизни.

Онлайн-дорогой идем, товарищи!
Я уверен, что за сегментом онлайн-food-ретейла — будущее отрасли еще и потому, что сегодня постепенно приходит понимание, что продукты ретейла — это не сам товар, а сервис по его предоставлению. И в этом существенное отличие модели ретейла ХХ века, которая была ориентирована на «затыкание дыр» массового спроса товарами первой необходимости, от ретейла ХХI века. Сегодня структура потребления кардинально меняется — обществу помимо товара важен сервис, который освобождает самый ценный ресурс человека — время. Вот почему не классическая модель наполнения продуктовой корзины, а новая модель, на мой взгляд, будет определять будущее современного ретейла. Товары повседневного спроса, которые не нужно выбирать руками и которые постоянно повторяются в нашем списке покупок, будут уходить в онлайн. Пополните мои запасы, и все — пусть это будет не моя проблема. А выбор того, что требует личного присутствия и тактильного осмотра (свежее мясо, рыба, творог, фрукты, овощи, эксклюзивные вина и деликатесы), останется на откуп офлайн. Хотя и это тоже дело времени и привычки. На мой взгляд, это означает, что в ближайшее время вся наша продуктовая система должна стать умнее и эффективнее. У нас будет больше времени для друзей и семьи и больше времени готовить и наслаждаться блюдами, которые вы любите. Кто знает, может быть, скоро искусственный интеллект научит роботов, занимающихся покупкой в Интернете, выбирать вам идеальную гроздь бананов или доставлять еще горячий круассан и ароматный кофе прямо к завтраку!