Сегодня главным вызовом для fashion-ретейла становится не столько расцвет онлайн (этому тренду уже несколько лет), сколько само поведение потребителей. Вместо просто факта покупки теперь важны яркие впечатления и эмоции. И здесь, на рынке «шопинга впечатлений», офлайн-розница имеет важное преимущество перед онлайн-продажами. Существует несколько важных трендов потребления на fashion-рынке.

1

Lifestyle философия-шопинга

С каждым годом в российских торговых центрах процент посетителей, пришедших конкретно за покупками, значительно сокращается. Сейчас все приходят в ТЦ за впечатлениями. В связи с этим трендом многие моллы и розничные компании стали преобразовывать торговые площади в пространства lifestyle experience. Помимо кафе, ресторанов и кинотеатров необходимы различные мастер-классы, лекции, ярмарки, детский edutainment, концертные программы, коворкинги, фермерские рынки, гастромаркеты и пр. Например, Asics строит флагманские магазины с диджейскими стендами и джус-барами, в Стокгольме H&M наливает посетителям эспрессо, во флагманском магазине Adidas в Нью-Йорке есть дорожки для бегунов и трибуны перед гигантскими цифровыми экранами. Московский New Balance проводит в своем флагмане клубные вечеринки.

2

Выход онлайн-магазинов в офлайн

Выход онлайн-игроков в офлайн начался довольно давно, первые розничные магазины интернет-брендов стали появляться в России 5-6 лет назад. Пионером такой стратегии можно считать butik.ru, более 8 лет назад открывший первый традиционный магазин как «зеркало» своего онлайн-магазина. Можно привести в пример и ТМ Bat Norton: онлайн-продажи марки, рожденной в Новосибирске, стартовали в 2010 году, а уже в 2013-м был открыт первый офлайн-магазин в Петербурге.

Тренд набирает обороты:

  • многие российские онлайн-ретейлеры активно осваивают экспансию в офлайн: «1001платье», KupiVip, 12Storeez, интернет-магазин винтажной одежды Total Vintage и др.;
  • онлайн-ретейлер Lamoda в 2018 году открыл свой первый традиционный магазин;
  • люксовый Aizel.ru в 2018 году начал экспериментировать с премиальными офлайн-форматами, предложив покупателям стильный pop-up store в Атриуме.
3

Мультиканальный ретейл

Новое понимание мультиканального опыта: интернет-магазины уже стали обычным «традиционным форматом». Но развитие разных форм продаж в интернете не стоит на месте — помимо привычных интернет-магазинов и интернет-маркетплейсов появляются новые форматы шопинга. Сегодня можно совершать покупки, просматривая видео на YouTube, читая статьи в блоге, общаясь с чат-ботом в мессенджере, пролистывая Instagram, или воспользоваться сервисом доставки одежды по подписке. И, что важно, при этом для оплаты не требуется переходить на площадку магазина. 

4

Диджитализация традиционных магазинов

В «ДНК» шопинга впечатлений — удобство, вдохновение, радость преображения, радость живого общения, уверенность и доверие, радость экономии времени. Люди ожидают лучшего качества обслуживания и доступа к услугам, привычным для e-commerce, что неизбежно ведет за собой интеграцию digital-технологий в offline-пространство. Digital-инновации из эксперимента превращаются в норму ретейла.

IoT и маркировка — QR и RFID-метки, мобильные расчетные терминалы, системы распознавания лиц для кастомизации предложения, AR/VR-технологии для продаж одежды и обуви, интерактивные зеркала и виртуальные примерочные, smart-полки, сканеры размеров одежды и обуви, голографические 3D-экраны, геймификация и пр. 

5

Расцвет маркетплейсов

Такие площадки предлагают покупателю наиболее широкий ассортимент в одном месте. Новые технологии предиктивной аналитики и изучения пользовательского поведения делают процесс поиска максимально удобным и «целевым». Кроме того, у маркетплейсов нет ресурсных ограничений для расширения предложений, так как они не вкладывают собственные оборотные средства в товар. И это привлекает пользователей. В свою очередь, сотрудничество с маркетплейсами и самим торговым маркам дает огромное преимущество, а именно обретение нового канала сбыта и возможность выхода на нового покупателя. 

6

Растущая популярность магазинов форматов «выгодных цен»

Сокращение расходов россиян на одежду и обувь стимулировало российский рынок аутлет-центров, специализированных «дисконтных» торговых центров больших площадей, объединяющих аутлет-магазины различных брендов и мультибрендовые магазины offprice, в которых одежда реализуется по цене в среднем на 20-70% ниже стоимости основной коллекции в магазинах регулярных цен. Для 74% россиян цена является главным фактором в выборе одежды.

Помимо падения доходов и роста образованности и осознанности российских покупателей, потенциал аутлетов в России еще и в том, что бенефиты аутлета до сих пор в полной мере не раскрыты для россиян. Даже в Москве только около трети целевой аудитории понимают преимущества такого формата магазинов. 

Драйвером популярности аутлетов является также востребованность у туристов — например, около 20% клиентов Outlet Village Pulkovo — туристы из стран Азии и Ближнего Востока.  

Согласно Knight Frank, посещаемость аутлет-центров активно растет и за 2018 год увеличилась на 15%. 

7

Влияние трансграничной торговли на fashion-ретейл

Сегодня происходит тектоническое движение — неизбежное «перераспределение долей» на рынке между традиционным и виртуальным каналами. Интернет предлагает неоспоримые преимущества: возможность совершать покупку где угодно, когда угодно и с любого технического средства — на работе, дома, в гостях, в пути, не отходя от компьютера или в телефоне; возможность быстро сравнить цены на товары, найти нужный размер, понять время на доставку, а также условия доставки; ясная информация о скидках, бонусах; понимание, где можно найти самую низкую цену. 
br> Растет и популярность зарубежных интернет-магазинов, в частности, по данным «Яндекс.Маркет» и GFK, за 2018 год доля людей, совершавших покупки в китайских интернет-магазинах, выросла до 70%, и до 26% — в других иностранных магазинах.

Основная причина выбора иностранных интернет-магазинов — это низкая цена и широкий ассортимент, особенно что касается китайских конкурентов. 

Но для бурного расцвета трансграничной торговли у нас есть существенный барьер: в России с начала 2019 года снижена планка беспошлинных онлайн-покупок из-за рубежа до 500 евро, а с начала 2020 года пошлинами начнут облагаться покупки от 200 евро.