Коронакризис застал нас в самый высокий сезон, в период переобувки с зимней на летнюю резину. Наш бизнес сезонный, он только пошел в рост, но в конце марта объявили режим нерабочих дней. Мы, как и все, подчинились законодательству и закрыли магазины, при этом продолжали работать в режиме точек выдачи заказов и оставили работать наши автосервисы и шиномонтажи. Мы считали и продолжаем считать, что во время пандемии выполняли важную функцию сохранения и поддержания безопасности наших пользователей, водителей на дорогах, ведь колеса прокалываются, повреждаются, их нужно менять. Так что шиномонтаж работал, и тем, кому было нужно, мы выдавали шины через них, пока магазины были закрыты.

Обычно в конце марта-апреле у нас пик спроса и все зашиваются, но в этом году продажи снизились, традиционного весеннего пика продаж не было. Все прошло достаточно плавно. С другой стороны, нашим сотрудникам было тяжелее работать из-за масочного режима. Законодателей не волнует, что шиномонтажник в маске может быстрее задохнуться и астму словить. Маску надо носить, а как человек себя при этом чувствует, когда гайки будет крутить, никого не волнует. Попробуйте колесо поднять на балансировочный или шиномонтажный стенд в маске! На десятом становится очень тяжело.

Прибыль от шинных и сервисных центров делится примерно 50 на 50, наш бизнес в Москве и Московской области сопоставим с тем, что приносят все остальные регионы (сеть «Колесо.ру» насчитывает более 150 собственных центров в 40 городах России – Ред). Среди проблем, с которыми наша компания сталкивается в регионах, можно выделить две. Первая – это сложности с площадями. Хороших мест, где можно оказывать услуги на достойном уровне достаточно мало. Их сложно найти, даже кризисный период не решил эту проблему, на рынке пока не появилось большого предложения. Вторая проблема ­– это персонал. Проблемы с персоналом есть везде, но в регионах она стоит более остро, потому что в Москву съезжаются люди в поисках работы из других городов, можно привлечь шиномонтажника из какой-нибудь условной Калуги, а вот в Калугу из другого города никого уже не привлечешь.


О перспективах развития авторынка на ближайшие 10 лет читайте здесь



Наш прогноз неблагоприятный, шинный рынок уже не будет расти. Виной этому улучшение общественного транспорта, все его виды становятся лучше, и те, которыми люди пользуются каждый день (метро, трамваи и троллейбусы) и транспорт для путешествий и поездок. Если раньше из Москвы в Ярославль можно было только на машине поехать, то сейчас ходят комфортные поезда. Возможностей перемещаться между городами и путешествовать становиться больше.

Еще один важный фактор – это развитие каршеринга. Потребление шин и дисков снижается, потому что многим людям становится не нужна личная машина. При этом на продажах владельцам каршеринга особо не заработать, многие такие компании используют всесезонные шины, чтобы вообще не переобуваться. Людям все равно, что поставил владелец каршенинга, на выбор сервиса это не влияет.

Этот тренд уже чувствуется и поэтому мы сейчас в большей степени развиваем услуги, связанные с обслуживанием автомобиля – озонирование, заправка кондиционера. Плюс к этому все сервисные услуги, связанные с текущим ремонтом автомобиля.

По большому счету, стратегия развития компании и в Москве и регионах одна. С поправкой на то, что до регионов тренды доходят медленнее. Тот же каршеринг там позже появился, публичный транспорт там развит намного слабее, чем в Москве, но рано или поздно до них это тоже докатится. Мы все больше движемся в сторону продажи сопутствующих товаров. Если 5 лет назад нам было достаточно продавать шины и диски, то сейчас нужно продавать всю «сопутку»: аксессуары, инструменты, автохимию, моторные масла, аккумуляторы, детские кресла и пр. Если 5 лет назад нам было достаточно менять шины и диски, то сейчас мы идем в ремонт, замену колодок, ремонт ходовой, замену масла. Мы в это все больше упираемся, чтобы не потерять клиентов и деньги. Пока нам это удается.


Другие колонки Георгия Перельмана можно почитать здесь



На основе выступления на онлайн-конференции «Региональный ретейл 2020»