Настало время признаться: я интернет-шопоголик. Я не хочу даже озвучивать свою статистику по среднему количеству заказов на Amazon в месяц, чтобы MarketMedia не обязал меня пройти курс лечения от зависимости. Я плачу около 49,9 евро в год за Prime-доступ, то есть у меня нет ограничения минимальной суммы заказа, возврат делается очень легко (мелкие вещи можно вернуть через свой почтовый ящик), а в телефоне стоит приложение. Это значит, что для онлайн-шопинга мне даже не нужны ноутбук с бокалом вина — я вижу, что нужны батарейки, и делаю заказ с телефона, ребенок по дороге из школы просит очередную куклу из Ever After High, и та покинет склад быстрее, чем мы доедем до дома, и т.д.

Судить по себе — одно из самых распространенных заблуждений, но я знаю, что таких, как я, много. Именно поэтому я не верю в прогнозы, что коронавирус — это то, что поможет Amazon вбить последний гвоздь в гроб местной французской торговли. За первую неделю карантина я умудрилась сделать всего один заказ в Amazon: купить шкаф для бумаг, которые муж притащил с работы. Вместо просматривания 500 пар туфель я теперь ежедневно захожу на сайт продуктовой сети Leclerc, чтобы проверить, не завезли ли туда макароны или мыло.

Пример Amazon для французов важен, потому что за счет охотников за разнообразием и дешевизной вроде меня сегодня именно он лидирует на рынке онлайн-торговли Франции с большим отрывом от конкурентов, занимая долю 22,2%. Его рост продаж составил 17,6% в 2018 году и 17,3% — в 2019-м. 

 

Бренд/профиль

Доля рынка

1

Amazon

22,2%

2

Cdiscount (маркетплейс)

8,1%

3

Veepee (закрытые распродажи)

3,4%

4

Fnac (книги)

2,1%

5

Darty (техника)

2%

6

Showroomprive (закрытые распродажи)

2%

7

Boulanger (техника)

1,8%

8

Zalando (одежда)

1,6%

9

LaRedoute (одежда)

1,5%

10

Zooplus (товары для животных)

1,4%

Источник: Kantar

Однако надо понимать, за счет чего эта доля была достигнута. Общий объем рынка онлайн-торговли товарами во Франции составляет 40,3 млрд евро: около 25% онлайн-трат — это техника и электроника, 18% — одежда и аксессуары, 18% — продукты питания, 17% — товары для дома и т.д.

С ростом продаж FMCG-товаров все понятно: в первую неделю коронавируса со 2 по 8 марта, по данным Nielsen, доставка выросла на 74%, а онлайн-заказы с самовывозом (drive) — на 29%. Но это все пошло в карман крупных продуктовых ретейлеров, так как Amazon вышел на рынок продуктов питания, но закрепиться на нем не успел. Его успех строился в основном на товаре, который сейчас не сильно кому нужен. Наглядный пример: в 2019 году на 60% выросли продажи умных колонок, на глобальном рынке которых Amazon Echo со своей Alexa занимает порядка 30% (в 2019 году было продано 37 млн устройств). На 2020 год прогнозировался рост на 20%, но из-за коронавируса прогноз уже снижен до 13%. Добавьте к этому еще возможные перебои с товарами.

Карантин — это не отпуск, в нем нет чувства легкости и желания кутнуть, одни заботы и тревоги. Праздники, включая семейные, отменены, минус аргумент «нечего надеть» и траты на подарки, даже на Пасху разве что купить пачку шоколадных зайчиков погрызть перед монитором. Какую одежду покупать, если пока даже до конца не ясно, какое время года будет на улице, когда карантин снимут? И какой смысл покупать новый гаджет, если его даже не показать никому, не обработав антисептиком?

Все согласны с тем, что кризис ударит по розничной торговле непродовольственными товарами, но совершенно не обязательно, что потребитель массово бросится это компенсировать за счет онлайн-шопинга в тех же пропорциях. Бюджет-то один, если человек на 30% больше стал тратить на еду, то на остальное он потратит меньше или вовсе решит заморозить необязательные расходы до лучших времен. На днях Veepee, крупнейший онлайн-магазин закрытых распродаж, прислал письмо, чтобы напомнить покупателям, что «в это непростое время мы продолжаем работать для вас, обеспечивая безопасность товара и доставки». Никогда не поверю, что такие письма пишет компания, разрывающаяся от заказов.

Кто точно выиграет — так это крупные продуктовые ретейлеры (ну и алкомаркеты). В этом плане показательны выступления главы лидера французского рынка группы Leclerc Мишеля-Эдуарда Леклерка, который взял на себя имидж спасителя от макаронного кризиса (что сейчас гораздо актуальнее имиджа передовой технологичной компании). И так уж совпало, что именно в это время он заявил о том, что компания, объединяющая несколько торговых брендов, собирается объединить все свои онлайн-сайты в один и создать конкуренцию Amazon, параллельно всем напоминая: «Мы французская компания, семейный бизнес, даже отказались от автоматических касс, чтобы сохранить работу 3000 кассиров». В нынешнюю патриотическую волну попадает очень хорошо, и тем временем в его магазинах начинают кончаться не только макароны, но и коньяк.

Неизвестно, сколько может продлиться нынешний непростой период, но вполне вероятно, что достаточно для того, чтобы люди приобрели новые потребительские привычки. Для тех компаний, которые сегодня сталкиваются с ажиотажем, это хорошая возможность выйти в новые ниши.