Рынок онлайн-торговли лекарствами уже фактически сложился. Я порой слушаю многоуважаемых логистов, по-моему, мы с ними живем на каких-то разных планетах. На одном Марсе имеется какой-то массовый спрос на доставку на дом, не знаю, откуда он взялся. Что 20% заказов куда-то будут доставлены, что кто-то откуда-то готов их доставлять, забирать чуть ли не из аптек. Коллеги, вы хоть раз цифры посчитайте: например, сколько в Москве аптечных чеков в день, сколько это доставок на дом и сколько от них будет 20%. Сколько вам понадобится для этого построить рядом с Москвой микрорайонов размером с Митино и заселить их одними курьерами.

Если вы думаете, что в ближайшие пару лет кто-то готов собрать 20% рынка в виде онлайн-заказов, у нас физически нет таких складов. Никто не соберет, нечего собирать, нет у нас таких складов, и строить их довольно долго.

   

Справка

Сервис онлайн-заказа лекарств apteka.ru принадлежит крупному фармдистрибьютору «Катрен». В 2019 году на сайте было сделано 21,7 млн заказов (реализовано свыше 94 млн упаковок товаров аптечного ассортимента), а количество постоянных пользователей превысило 10 млн человек. За год оборот сервиса вырос на 171% и превысил 34,2 млрд рублей. Количество аптек — партнеров apteka.ru, где можно получить заказанное через Интернет лекарство, превысило 17 тыс., за год их число увеличилось на 1,8 тыс. (+12%). Па данным Data Insight, apteka.ru — лидер российского рынка онлайн-продажи лекарств, она занимала 43% всех интернет-заказов в 2019 году.


Поймите, аптечный рынок отличается от рынка холодильников. Средняя сумма чека 1,5 тыс. рублей примерно такой же и будет, и при условии расширения онлайн-торговли она будет только уменьшаться. Маржинальность чека на всех участников цепочки: на дистрибьютора, на доставку до любого города страны, на доставку до аптеки и всей дальнейшей обработки — рублей двести. Доставка на дом стоит еще двести, в самом лучшем сценарии. Цена будет не конкурентная, поэтому доставка ничего не изменит. Это будет дорогая, нишевая услуга для тех, кому лень выйти из дома и дойти до ближайшей аптеки либо до отделения «Почты России», если она к этому благоугодному мероприятию подключится, либо до отделения Сбербанка, что означает прогулку из дома метров на триста. В любую сторону выйти из подъезда — и что-нибудь из этого вы найдете. Весь e-com уходит от курьеров в пункты выдачи заказов (ПВЗ), и сказать сейчас, что курьеры что-то решают… на моем Марсе по меньшей мере все стонут, что заказать продукты на дом невозможно, слоты есть через неделю. Это при гораздо более крупных заказах. Курьеры этого не изменят, поэтому, логисты, успокойтесь немного: нет там большого рынка, ничего этого не будет. Доставлять что-то вы сможете, но понемногу.

Точки роста — это просто востребованность желания человека набрать себе «корзину» в Интернете. Других точек роста нет. Сейчас люди просто привыкли набирать корзину в Интернете, а не ходить в магазины и набирать ее там. Это единственная точка роста, и она касается большинства других рынков тоже. Ну из мелочей, что в действительности в интернет-аптеке вы можете иметь ассортимент 30 тыс. товара и выбрать из них, а в реальной аптеке вы будете выбирать из 3 тыс. А если вам надо собрать какую-то более сложную корзину, то вы пойдете по трем-четырем-пяти аптекам. Вот и вся разница.

Разумеется, доля онлайна будет расти, и, возможно, в этом году и в следующем она достигнет 10% рынка, но не более того. Осуществляться это будет все равно через ПВЗ, коими, я надеюсь, все-таки будут аптеки. ПВЗ в виде «Почты России» и Сбербанка — это, конечно, забавно, но лучше доверить это дело профессионалам. Очень хочется уже увидеть окончательную версию регуляторики от правительства РФ.

Apteka.ru прекрасно себя чувствует в текущих условиях. Мы нашли схему, которая не нарушает законодательство. Какая бы ни была регуляторика, мы встроимся в любую. Я не склонен к тому, чтобы пытаться регуляторными способами искать себе конкурентное преимущество. Я считаю, что надо брать текущие правила и в любом из них вполне можно нормально работать.

На рынке у нас две основные модели, которые все время дискутируются: модель первая — это доставка на дом, модель вторая — это доставка в аптеку. Не секрет, что в последние годы в той же Москве все кому не лень доставляли на дом и никто их особо не трогал. Сайты на слуху, все их знают. Реально это кончилось тем, что они потеряли долю рынка, сейчас уходят тоже на доставку в аптеку и даже не потому, что их вдруг кто-то начал наказывать, а потому, что эта модель эффективнее работает. Потребитель уже проголосовал. И почему вдруг сейчас кто-то бы начал за чек в 1,5 тыс. рублей устраивать себе головную боль по встрече с курьером, кому это надо? Это в плане того, какой сложился рынок. В плане сервиса: сервис с Ozon и Wildberries у нас примерно близкий, не факт, что Ozon и Wildberries доставляют по территории всей страны на следующий день, что, как правило, делаем мы. Надо понимать, что у того же Ozon 30 млн заказов в год вообще, а у нас более 20 млн в сегменте «Аптека». Собственно говоря, вопрос не в том, готовы ли мы конкурировать с Ozon в сегменте лекарств, а в том, готов ли Ozon конкурировать с нами.

Из выступления на конференции Online Talks: Retail Pharma