По моим ощущениям, российский fashion-рынок в 2019 году все же выстоял. Чуть-чуть покачался из стороны в сторону, но устоял. Второй год на рынке бал правил климат, и каждый боролся с ним по-своему. Нашим зонтом от плохой погоды стали технологии.

Все те же на манеже
Отрадно, что глобально рынок никого из игроков не потерял, доллар-евро не подорожали, продажи шли. Могло быть лучше? Да. В первой половине года все шло именно к этому. Например, у нас все ключевые показатели росли фантастически — и трафик, и конверсия, и средний чек. Коллеги по рынку также отмечали значительное оживление. Но наступило лето и… в то же время не наступило. Теплая осень, отсутствие зимы — климат преподнес сплошные сюрпризы.

Могло быть хуже? Безусловно! Доходы потребителей в общей массе не росли, абсолютная численность населения упала, работающих пенсионеров прибыло в несколько раз меньше, чем в предыдущие годы, платежеспособной молодежи особенно не прибавилось. Но при этом одежду все равно покупали. Глядя на коллег из «ближних» сегментов — парфюмерно-косметического, ювелирного рынка, — могу сказать, что fashion чувствует себя все же получше.

Достали парашюты
Небесным силам сложно противостоять, но каждый зависимый от погоды ретейлер включил свой рычаг: одни инициировали внеплановые распродажи, другие вступили в коллаборации, третьи осваивали новые территории. И отслеживали климатические прогнозы.

Кто-то до последнего верил, что погода восстановится, кто-то срочно вносил коррективы в заказы будущих коллекций и оперативно пристраивал излишки текущего сезона. Последних, кстати, оказалось больше — многие наши российские партнеры быстро пересмотрели прогнозы и предложили нам выкупить значительные партии излишков.

Были и особые случаи — например, один наш партнер во второй половине августа заключил пари на возвращение лета в сентябре. И держал в магазинах летнюю коллекцию до осени. Другой уже в начале октября знал, что зимы в Центральной России не будет, и предложил нам чисто зимний сток. Уникальная история! Учитывая, что этот партнер — производитель снежколепов. Возможно, он держал связь с тем самым шаманом, шедшим в Москву. Шутки шутками, но интуиция потрясающая.

Под технологическим зонтом
Нам — пожалуй, одним из немногих на рынке — было легче других реагировать на капризы погоды. Мы работаем в режиме live: погода изменилась — система быстро «пересчитала» потребности в тех или иных типах товара, байеры быстро нашли соответствующее предложение на мировом и внутреннем рынке, логистика оперативно доставила на склад и распределила по магазинам. В это же самое время умный робот сделал для покупателя скидку на тот товар, которым мы не попали в сезон. Причем наша IT-система имеет возможности управлять предложением дифференцированно: скажем, в одном регионе зима пришла по графику, в другом — не пришла совсем. Робот наполнит каждый конкретный магазин потенциально наиболее востребованным товаром и произведет уценку наименее востребованного на ближайший период. Именно технология закупки и распределения товаров формирует нашу высокую адаптивность и позволяет быть в стриме.

Сверим часы
Если говорить об итогах года, я бы сказал, что в целом потребительское настроение скорее позитивное. Например, трафик LfL по сравнению с прошлым годом у нас увеличился, выручка LfL тоже росла, причем быстрее трафика. Учитывая комментарии коллег из маркетплейсов о росте продаж и принимая во внимание общий тренд уменьшения численности населения, могу констатировать, что напряженность покупателей в отношении экономической ситуации спала.

Кто у нас растет быстрее всего? Сибирь, где трафик год к году вырос более чем на 20%, а выручка по сопоставимым магазинам — на 25%. В регионе мы начали развиваться чуть более 2 лет назад, ранее нас там почти не знали и поначалу отнеслись с некоторой настороженностью. Зато потом стало очень быстро расти количество лояльных покупателей, понимающих толк в smart-шопинге, разбирающихся в брендах. Очень здорово сработало сарафанное радио. И сейчас мы устойчиво прирастаем там — в Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Красноярске, Новокузнецке.

Отличные результаты показали Санкт-Петербург, весь московский регион, Воронеж, Уфа, Сочи, Самара, Екатеринбург — там рост трафика и сопоставимых продаж достиг 5-10%.

Что касается товарных категорий, активный рост сохранил весь casual, спортивные товары и товары для активного отдыха, детство, товары для декора и интерьера. Сопоставимый рост по ним составил от 20 до 40%. Также могу отметить увеличение спроса на обувь: продажи летней обуви у нас выросли почти на 10%, туфель — на четверть, кроссовок — на треть.

Произошел значительный рост покупок в ценовом диапазоне от 1500 до 3000 рублей — он превысил 15%, хотя наши розничные цены остались на уровне прошлого года. Повысился интерес и к товарам наиболее дорогих для нашей сети сегментов — стоимостью от 7000 рублей. Он составил около 50%.

Все это дает надежду на то, что для fashion-ретейла 2020 год будет позитивным.