Рассмотрим тренды островной торговли и аренды в РФ в 2022г.

Ретейл. С начала 2021 года по настоящее время произошли значительные изменения в островной торговле (англ. "Specialty Retail" - специализированная розничная торговля, которая осуществляется на островах в торговых центрах), в частности изменилось распределение торговых профилей. Что сейчас преобладает в отрасли? Давайте попробуем разобраться. Радикально перераспределился и поменялся состав участников рынка: на первое место вышли профили, которые ранее не участвовали в рейтингах:

1. «Табак и электронные сигареты» занимают первое лидирующее место. Без их присутствия не обходится ни один торговый центр. И они платят самую высокую арендную плату. Произошло это после введения поправок в закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», в соответствии с которыми розничная торговля товарами, содержащими никотин может осуществляться только в магазинах и павильонах, без рекламы. Как и ожидалось, спрос на места в торговых центрах вырос в несколько раз. До сих пор, спрос превышает предложение в несколько раз. Основную часть запросов по размещению в торговых центрах составляет именно этот профиль.

В торговых центрах, как правило, присутствуют от 2-х до 10-ти операторов с табаком и электронными сигаретами. Часть рекламных и так называемых «маркетинговых мест» также сдана под торговые точки, рекламирующие монобренды крупнейших производителей электронных сигарет, таких как GLO и ICOS. Введение санкций и уход с рынка крупнейших производителей табака, таких как British American Tobacco существенно не повлияет на островную торговлю с этим профилем, так как наценка на продажу традиционных табачных изделий крайне низкая и продажи не покрывают порой даже текущих расходов ретейлеров. И ни один ретейлер не торгует только традиционными табачными изделиями, а добавляет в ассортимент вейпы и электронные сигареты. А уход крупных игроков просто спровоцирует рост продаж контрафактной продукции.

Если анализировать cтавки аренды, то в среднем, оптимальная ставка, которую выдерживают ретейлеры с таким профилем - 100 – 250 тыс. рублей в месяц с НДС за место размещения. В крупных торговых центрах с хорошим Tenant Miх аренда варьируется от 350 000 до 1 500 000 рублей в месяц с НДС за место размещения. Выручки с островной точки составляют от 800 000 рублей до 5 000 000 рублей. В топовых торговых центрах выручки значительно выше. Если сравнивать спрос и предложение, то уровень спроса на места в торговых центрах в десятки раз выше, чем предложение. И подобрать место ретейлеру не так просто.

2. На втором месте по запросам, конечно, «Продажи сухофруктов и орехов». Спрос на размещение в торговых центрах крайне высокий, превышает предложение в несколько раз. Арендная плата, которую выдерживает ретейлер с таким профилем варьируется от 100 000 до 150 000 рублей с НДС в месяц. Все что свыше, не выдерживают. Они могут арендовать «спекулятивно» место по более высокой ставке, но через месяц-два начинают просить скидку или пытаться съехать. Успех бизнеса сейчас состоит в «полулегальности». Как правило, у большинства нет кассовых аппаратов, разрешения на торговлю и т.д. Ну и выглядят острова не всегда привлекательно.

3. На третьем месте по запросам: наливная парфюмерия и духи. Это как монобренды, такие как Eyfel, S Parfum, так и мультибренды. Пользуются невероятным спросом и активно ищут места под острова. Спрос как правило превышает предложение в несколько раз. И, как всем известно, в торговых центрах всегда располагаются несколько островов с продажами наливной парфюмерии и духов. Арендная плата, которую платят ретейлеры с таким профилем, варьируется от 80 000 до 600 000 рублей в месяц с НДС, в зависимости от торгового центра. Есть небольшой ньюанс, на который обращают внимание и порой запрещают ретейлерам с таким профилем – «агрессивный маркетинг», который заключается в раздаче стикеров и образцов продукции. Я, наоборот, «за» такую форму привлечения клиентов и ничего плохого в этом не вижу.

4. Четвертое место по запросам делят «кофейни» и «продажи суши и роллов». Начинающие ретейлеры с кофейнями – это отдельная песня о «промытых» мозгах молодежи на выставках франшиз. Сотни обращений от людей, которые вообще не понимают ни сути бизнеса, ни то, чем планируют заниматься. В шутку называю их «франшизозомби». Всем хочется делать «что-то понятное», которое в итоге совсем «непонятное». Поэтому мы привыкли к тому, что в основном, это «пустые» запросы, не приводящие к сделкам.

Ретейлеры с продажами суши и роллов развиваются достаточно активно и хорошо. Арендные ставки, которые они платят в торговых центрах - 100 000 -150 000 рублей в месяц с НДС за место размещения. Формат, как правило - 10-12 м2. Также для такого профиля необходимы определенные технические условия, такие как дополнительные электрические мощности и водоснабжение. Размещаются такие профили в прикассовых зонах супермаркетов и на фудкортах.

5. На пятом месте «мобильные аксессуары». Причем сейчас этот профиль немного трансформировался: к мобильным аксессуарам прибавились дополнительные сервисы, такие как ремонт мобильных телефонов и наклейка защитной пленки или геля на смартфоны. Как и раньше ретейлеры с этим профилем платят высокие арендные ставки: от 80 000 до 350 000 рублей с НДС за место размещения в месяц. В топовых торговых центрах ставки значительно выше и достигают 700 000 рублей с НДС.

6. На шестом месте «Продажи ювелирных украшений». Ранее востребованный профиль потерял свои позиции. Все меньше и меньше количество обращений и избирательней спрос. Не появляется новых игроков. Единственная сеть, которая активно развивается – Sokolov. Но это, конечно же, благодаря кредитной линии в 3 млрд рублей, который компания получила в Сбере. Арендные ставки по прежнему высоки для этого вида ретейла и составляют в среднем от 100 000 рублей до 250 000 рублей с НДС за место размещения в месяц. В топовых торговых центрах арендная плата колеблется от 250 000 рублей до 700 000 рублей с НДС в месяц.

7. Седьмое место прочно держит достаточно новый профиль: «продажи готовых очков в сегменте «эконом»». В основном ретейлеры с таким профилем занимают проходимые локации в прикассовых зонах супермаркетов. Арендная плата здесь начинается с 80 000 рублей и достигает 200 000 рублей с НДС в месяц.

8. «Косметика» заняла восьмое место в списке. Спрос со стороны таких ретейлеров снизился, и до сегодняшнего дня это было обусловлено сильнейшей конкуренцией со стороны крупных розничных сетей. Сейчас, кстати, настал такой период, когда есть огромный шанс восстановить позиции, в связи с уходом западных брендов. Ретейлеры с косметикой, как правило, занимают хорошие проходимые локации и платят от 80 000 рублей до 150 000 рублей с НДС. В топовых торговых центрах арендная плата выше, но и ротация этих ретейлеров также достаточно высокая.

9. «Сезонные товары». Достаточно мало запросов от ретейлеров с таким профилем. Может в связи с тем, что рынок правильно «поделен» между несколькими крупными сетями, такими как Etre, O’ Sofi и Solarх. Арендная плата, которую платят ретейлеры с сезонными товарами: от 100 000 рублей до 200 000 рублей в зависимости от торгового центра. В топовыхторговых центрах эти показатели несомненно выше, но и продажи у ретейлеров там тоже значительно больше. И да, этот профиль работает на островах с открытой выкладкой.

Что касается торговых центров, то я бы выделила следующие тенденции:

1. Крупные и топовые торговые центры стремятся концептуальному дизайну киосков. Но получается ли? Не уверена. Концептуальный дизайн – это разработанный определенный дизайн островов, который одинаков для всех ретейлеров. При этом ретейлеры должны изготавливать острова исключительно за свой счет по дизайну торгового центра. Поэтому такой дизайн должен иметь стандарнтые размеры и остров не должен стоить очень дорого. По факту, что я наблюдаю: дизайн – в виде лукошка, вообще никак функционально не адаптирован под нужды арендатора и стоит от 1 млн рублей. Ретейлер, в случае, если бизнес «не пойдет» не сможет использовать такой «шедевр» в другом торговом центре.

2. Торговые центры, в связи с уходом западных брендов будут терпеть убытки. В связи с чем я бы рекомендовала пересмотреть договоры и снять ограничения на размещение островов в галереях этих брендов. Сейчас как раз наступило такое время. Это бы дало возможность размещения дополнительных островов и принесло дополнительных доход от 2,5 до 10 млн рублей ежемесячно в галереях крупных торговых центров.

3. Большинство торговых центров не задумываются о том, что островная торговля приносит хороший доход и не занимаются всерьез островами. Как правило, менеджер по аренде занимается как островами, так и помещениями, не владея ни знаниями ни клиентской «островников». В результате собственники торговых центров ежемесячно недополучают значительный арендный доход.