За последние 1,5 года конкуренция на ресторанном рынке России возросла экстремально. Игроки рынка пережили череду локдаунов и других жестких ограничений на ведение бизнеса, оказались перед лицом резко снизившейся маржинальности в связи с ростом цен на продукты и расходов на персонал. По итогам же 2020 года оборот общественного питания в России упал на 20,7%. Такого глубокого падения в истории страны ресторанная индустрия еще не знала. Тем самым параллельно возросла необходимость оптимизации всех процессов ресторана.

Как увеличить прибыль ресторана на 10-15%: см. подробности



1

Что можно оптимизировать

На доходность ресторанного бизнеса влияет целая совокупность разнонаправленных факторов. Убытки возникают в связи с тем, что на предприятии не отлажен ряд базовых процессов. В итоге деньги либо не зарабатываются, либо теряются. 


Почему деньги не зарабатываются:

— низкий средний чек; 

— низкие продажи высокомаржинальных блюд;

— потерянные клиенты: не дождались обслуживания/точка открыта не вовремя;

— нарушение стандартов сервиса: нагрубили, не выдали чек, стали причиной конфликта;

— ненаполненная витрина. 


Почему деньги теряются:

— перевес/недовес ингредиентов;

— воровство на кухне;

— кассовые махинации; 

— штрафы из-за несоблюдения требований СанПиН.

Потери бизнеса от каждого из этих пунктов чрезвычайно существенны, по совокупности же они могут стать для заведения смертельными. Самый большой вес в каждом из перечисленных пунктов имеет человеческий фактор.

2

Что делать с человеческим фактором

В настоящий момент все без исключения российские рестораны столкнулись с оттоком персонала и испытывают жесточайший кадровый голод. В результате большинство заведений вынуждены работать с не укомплектованным штатом, что дополнительно увеличивает потери. Кроме того, рестораторам зачастую приходится снижать требования при приеме сотрудников на работу, что еще более усугубляет нерадостную картину. В итоге руководству заведения приходится тратить львиную часть своего рабочего времени на обучение персонала и регулирование ситуации в ручном режиме.


В сетевых ресторанах за эти вопросы, как правило, отвечает менеджер или администратор — этим собственник бизнеса дополнительно увеличивает вес человеческого фактора.

3

Каким образом решить проблему

Решить операционные вопросы помогают современные технологические решения, например, система контроля и управления SteadyControl HoReCa. 


Управление бизнесом реализуется через онлайн-платформу SteadyControl. В одном месте организуется сбор данных всеми современными технологиями: аудиобейджи, камеры с детекцией зон, микрофоны, датчики для весов, нейросети для контроля витрин, чистоты в зале и присутствия сотрудника в клиентской зоне. Дополнительную точность данных обеспечивает собственный операторский центр SteadyControl HoReCa.


Здесь же, в онлайн-платформе, строится аналитика по каждому из контролируемых процессов, проходит автоматическое обучение сотрудников в интерактивной базе знаний и готовятся управленческие решения (искусственный интеллект подсвечивает точки роста, а эко-система чатов и уведомлений спускает новые решения до персонала). 


Например, повара не всегда выдерживают указанное в техкартах количество ингредиентов. Отклонения обычно небольшие, но даже такие нарушения приводят к существенным убыткам, которые вскрываются на каждой инвентаризации. Система контроля и управления SteadyControl HoReCa помогла «Сети добрых блинных» достичь 95%-ного соблюдения рецептур с помощью камер и датчиков, подключенных к весам, что свело к нулю издержки на кухне.


SteadyControl HoReCa помогает не только уменьшить потери, но и улучшить продажи. Меружан Осепян, франчайзи шести ресторанов Subway, рассказывает, что заведения «получили прирост по показателям допов, разливных напитков и десертов, кроме того, увеличилось количество положительных отзывов, а главное — возросло число чеков, наши гости стали возвращаться к нам чаще».


Динара Мещерова, финансовый директор «Сабвэй Россия», добавляет:  «В прошлом году мы подключили SteadyControl в одном из главных флагманских ресторанов сети в Санкт-Петербурге — самом крупном Subway в Европе. Оттока сотрудников не было, но поначалу был психологический барьер перед аудиобейджами и общей поднадзорностью. Переломный момент произошел, когда мы внедрили систему денежной мотивации: сотрудникам понравилось, что теперь на результат их аттестации не влияет оценка менеджера, которая может быть субъективной. Они увидели четкую связь между своими действиями при обслуживании клиентов и полученной заработной платой. В первый месяц зарплатный фонд ожидаемо снизился, но именно в этот момент персонал стал моментально реагировать на свои ошибки. Уже на второй месяц выросли и эффективность, и зарплатный фонд.


Так что объективность, которая стала новой нормой для сотрудников Subway, стала главным плюсом и для сотрудников, и для руководства. Сейчас мы видим, что сотрудники принимают систему и постоянно работают над ошибками. Особенно это касается новичков — поколение Z особенно быстро вливается в систему».


Сеть общественного питания «Остров», объединяющая более 70 ресторанов, кофеен, киосков и баров, при помощи системы SteadyControl HoReCa, добилась улучшения целого комплекса показателей сервиса – от приветствия до вежливого прощания. В частности, предложение дополнительные покупок возросло с 20% до 55%, а продвижение промо-товаров — с 20% до 72%. «Когда система рассчитывает KPI на основе фактов, мы уверены: повышение зарплаты обоснованное, а деньги идут на мотивацию действительно образцовых сотрудников», — говорит Анастасия Мосина, руководитель HR-отдела «Острова».

4

Что получает ресторан

Освободившись от рутинных контрольных функций, которые технологии SteadyControl HoReCa все равно осуществляют на порядок более эффективно, чем человек, собственники и управляющие заведений получают возможность сконцентрироваться на совершенствовании качества сервиса и продукта, а главное — стратегическом развитии компании. 

Ирина Степанова, операционный директор «Сети добрых блинных», в которую входит 21 заведение, после подключения к SteadyControl HoReCa тратит всего 10-20 минут в день, изучая сводную статистику по соблюдению стандартов сервиса, трудовой дисциплины и качества блюд. «Мы пока внедрили систему на нескольких процессах, но уже не смогли бы вернуться к ручному управлению — даже не помню, когда я в последний раз тратила время на личный обход точек». Управление кухней на основе фактической статистики и сознательный контроль персонала помогли сети устранить воровство на кухне и снизить потери, которые вскрывались только после инвентаризаций. «Не верю в совпадения. Точки с высокими показателями в системе SteadyControl HoReCa до сих пор бьют все рекорды», — комментирует операционный директор сети.


Практика работы SteadyControl HoReCa показывает, что после внедрения системы прибыль каждого заведения увеличивается в среднем на 10-15%. С учетом общего падения маржинальности в отрасли именно эти 10-15% могут стать стратегическим резервом для развития вашего бизнеса.


Подробности о внедрении системы можно узнать здесь.