До сих пор работодателей волнует вопрос: зачем им проводить независимую оценку квалификации? Ответ прост: так они могут увидеть, насколько сотрудники компании соответствуют требованиям рынка труда, достаточно ли их квалификации для внедрения новых технологий. Как известно, работодатели заинтересованы в том, чтобы найти таких людей, которые будут максимально быстро адаптированы к конкретному рабочему месту. И это можно посмотреть через процедуру независимой оценки квалификации, которая разрабатывается на основе профессиональных стандартов. Кстати, есть письмо Минфина РФ, в котором говорится, что если работодатель провел независимую оценку соискателей, и потом взял человека на работу, то в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса, он может отнести эти расходы на затраты. Мы, НАРК, конечно, считаем, что этого недостаточно, и что расходы по всем соискателям, которых работодатель отправил на независимую оценку, можно было бы отнести к затратам, и мы такие предложения подготовили и уже направили в Минэкономразвития и Минфин.
  
Какие еще есть выгоды для работодателя, который направляет работника на независимую оценку? Это определенные конкурсные преимущества при участии в торгах, причем не только в тех, которые проводятся внутри нашей страны, но и в других странах. И такие примеры уже есть. Также у работодателя есть необходимость периодически повышать квалификацию работников. Есть даже сферы, где такое повышение является обязательным. Какие навыки нужно развивать у сотрудников, какие нужно корректировать — независимая оценка дает возможность увидеть это и потратить деньги именно на то, что работодателю нужно в работнике. Если вдруг работник не проходит оценку и не подтверждает уровень квалификации, в заключении о прохождении НОК ему будет указано на его дефицит квалификации. Это дает возможность направить человека именно на повышение квалификации в этих конкретных областях.

Также оценка квалификации, как говорит Трудовой кодекс, дает возможность определить уровень владения квалификацией. И есть достаточно много работодателей, которые используют систему оценки в качестве подспорья для определения заработной платы.
  
Хочу сказать, что и для работников важна независимая оценка. Особенно в период таких трансформаций, как сегодня. Сейчас, когда ценна любая работа, за которую платят, подтвержденная квалификация создает конкурентное преимущество. И работодатель уже не верит просто человеку с резюме. Другое дело, когда есть подтвержденная документом федерального уровня — свидетельством о независимой оценке — квалификация.

С какого времени невозможно будет трудоустройство без прохождения независимой оценки

Нужно сказать, что уже есть отрасли, где работодатели не могут принимать на работу без обязательной НОК. Речь о лифтовой сфере. Есть специальное постановление правительства, которое регламентирует работу организаций, обслуживающих лифты, и такие компании не могут принимать на работу людей без подтвержденной свидетельством о независимой оценке квалификации. Ответственность за нарушение такого требования определена Административным и частично Уголовным кодексом. Также Банк России идет к тому, чтобы сделать независимую оценку обязательной для банковских работников. У Росфинмониторинга есть дорожная карта по внедрению независимой оценки. Мы как НАРК также поддерживаем внесение изменений в Градостроительный кодекс. Дело в том, что сегодня есть два больших реестра специалистов (отвечают за их наполнение Национальное объединение строителей и Национальное объединение проектировщиков), которые ведутся таким образом, что это не устраивает ни само профессиональное сообщество, ни регулятора в лице Минстроя. Если изменения будут приняты, без свидетельства о независимой оценке специалисты строительной отрасли не смогут попасть в эти реестры, что существенно повысит статус тех, кто должен заниматься этой деятельностью, то есть проектированием и организацией строительного производства.
  
Все процессы идут постепенно там, где государство считает, что необходима независимая оценка, где профессиональное сообщество созревает и создает достаточную для оценки инфраструктуру. Нужно ли делать повсеместно независимую оценку обязательной — зависит от готовности отрасли, от наличия инфраструктуры и от позиции регулятора.

Сегодня практически во всех регионах есть центры оценки квалификации, хотя и не в каждом из них можно сдать профессиональный экзамен по всем квалификациям. Но тем не менее сеть оценки квалификации уже довольно широкая –— почти 1400 таких мест. Если говорить об отраслевом разрезе, то НОК пользуется финансовая отрасль, строительная индустрия, лифтовая, ЖКХ, сфера нанотехнологий, начинает делать первые шаги автомобилестроение, атомная энергетика, индустрия красоты, индустрия гостеприимства, безопасность труда. То есть достаточно много сфер и государственного, и коммерческого сектора, где независимая оценка развивается.

Заменяет ли аттестация независимую оценку квалификации

Природа этих процедур разная. Аттестация проводится на конкретном рабочем месте, и оценивает, как человек исполняет свои должностные обязанности, которые были сформулированы при заключении трудового договора. Может ли в должностной инструкции быть больше обязанностей, чем в профессиональных стандартах? Может, если компания и работник так договорились при заключении трудового договора. Работодатель, проводя аттестацию, смотрит на всю совокупность договоренностей с работником. А независимая оценка — на усредненные требования, которые были описаны в профстандартах. И проводится она с тем, чтобы установить уровень квалификации работника и соответствие качества его работы требованиям профстандартов.

Пока, когда мы говорим об этих понятиях, то либо считаем, что одно другое дополняет, либо одно другое исключает. Но эти понятия имеют разную природу. Так, работодатель сам определяет, как проходит аттестация. То есть линейный руководитель пишет задание, при этом умеет он его правильно писать или нет, никто не знает, пишет сам, исходя из своего собственного представления или опыта. Оценочные средства абсолютно невалидны, извините за такую формулировку, в отличие от процедуры НОК, где все понятно, все вопросы были разработаны, проэкспертированы на валидность и устойчивость профессионалами.

Мы считаем, что там, где примерно совпадают должностная инструкция и профстандарты, работодателю достаточно отправить работника на НОК, установив своим локальным актом, что НОК засчитывается при аттестации полностью. Если у работодателя работник выполняет работу больше, чем описано в профстандарте и профквалификации, которая разработана на основе профстандарта, то он засчитывает ту часть, которая совпадает с НОК, и может дополнить при необходимости своей внутренней аттестацией.

Сегодня доверия к НОК больше, чем просто к аттестации. Объясню почему. Мы знаем случаи, когда человек при переходе с одного места работы на другое  теряет те разряды и категории, которые были присвоены предыдущими работодателями. Когда человек, переезжая из региона в регион, вынужден еще раз подтверждать уровень своей квалификации, потому что доверие к процедурам соседнего региона или другой компании отсутствует. В отличие от НОК, потому что эта процедура выстроена работодателями.

Действительно ли с 1 июля 2019 года применяется только независимая оценка квалификаций, а все иные формы оценки аннулируются

Мы сторонники поступательного движения. В законе о НОК (Федеральный закон № 238 «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016. — Ред.) говорится, что до 1 июля 2019 года в ТК должны были быть внесены особенности оценки. Если они не внесены, то ориентироваться только на независимую оценку квалификаций. Таких особенностей не появилось. И поэтому, например, Банк России и Росфинмониторинг приняли свои дорожные карты по внедрению НОК, постепенно отменяя свои отраслевые документы и приводя их в порядок в соответствии с требованием ФЗ-238. Нужно иметь в виду, что есть другие по природе своей процедуры, которые не являются оценкой квалификации. Например, допуски. Они сохраняются, но не нужно их путать с оценкой квалификации.

Для кого обязательны профстандарты

В начале я уже перечислила. Общий контроль за процедурой НОК осуществляет Роструд. В профстандартах есть такие записи, которые являются обязательными для работодателей: если требования к квалификации людей определены Трудовым кодексом или другими нормативно-правовыми актами. Все это проверяется, и уже были случаи, когда работодатель был оштрафован на 300 тыс. рублей за несоответствие квалификации работников требованиям.

Сейчас запущен механизм регуляторной гильотины, и мы надеемся, что деятельность надзорных органов будет не карательная, а аудиторская, и мы рассчитываем, что постепенно мы переведем и НОК на идеологические основы.

Как актуализировать существующие профстандарты и квалификации, созданные на их основе

Разработка профстандартов началась в 2013 году на площадке Минтруда. В 2014 году она перешла на площадку Российского союза промышленников и предпринимателей. Три года мы там разрабатывали профстандраты, а потом опять все перешло в Минтруд, но с другой схемой финансирования этой работы.

Сейчас все больше и больше разработка и актуализация профстандартов перемещается на площадку работодателей, потому что если на первом этапе государство на эту работу выделяло средства, то сейчас их объем сокращается, и разработка новых профстандартов все больше перемещается на площадки тех, кто заинтересован в стандартизации деятельности своей отрасли. Поэтому тот, кто хочет разработать новый профстандарт, должен подать уведомление через сайт Минтруда о разработке. Точно так же, когда принимается решение об актуализации профстандарта, вывешивается уведомление и начинается работа. Но! Когда мы считаем, что надо начать разрабатывать профстандарт? Когда профессиональное сообщество договаривается о том, что это нужно. Как сейчас это делается на площадке Минпромторга по отношению к социально значимым товарам: работодатели вместе со своим регулятором договорились, что это нужно. Есть еще сегменты, которые не создали свои профстандарты и квалификации, — это логистика и ретейл. Нас это беспокоит, потому что огромное количество людей работает в этих сегментах, сигналы о том, что хорошо бы, чтобы эти стандарты появились, есть, но ядра, которое могло бы консолидировать вокруг себя ключевых работодателей, пока не сложилось.

Мы считаем, что актуализировать профстандарты и думать об этом нужно всегда, более того, как раз для этого, в том числе, работает наш мониторинг рынка труда. Как мы его проводим? Мы спрашиваем работодателя, что выполняют работники, и что не выполняют из того, что описано в профстандарте. Мы таким образом получаем информацию о современной профквалификации. Но когда информация о том, что нужно изменять, накапливается, в этот момент возникает и решение его актуализировать. Если поменялись технологии, то, естественно, профстандарт должен быть актуализирован. Здесь возникает вопрос сроков. В прошлом году были разработаны методические рекомендации и одобрены Национальным советом при президенте России по профессиональным квалификациям, чтобы разработка профстандарта и квалификации по нему проходили одновременно. Ждем, пока Минтруд утвердит их своим приказом.

Из выступления в рамках консультационного семинара для работодателей по вопросам применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, организованной НАРК