В Петербурге фитнес-клубам и студиям разрешили открыться 6 июля. Но не всем — около 30% клубов в Петербурге находится в торговых центрах. Их работа до сих пор под запретом, нужно ждать, когда позволят открываться ТЦ, и только тогда они смогут полноценно функционировать. Это одна из самых важных проблем.

Город все-таки принял решение об открытии клубов на основании методических рекомендаций Роспотребнадзора. Открыты бассейны, можно заниматься на групповых занятиях, но есть ограничения по площади из расчета один человек на 4 м2. В принципе, это не такая страшная и большая цифра. Гораздо серьезнее норма о 30-минутном перерыве между занятиями. Для групповых занятий это понятно, но если несколько человек занимается в зале, то как их разводить по времени? Хотелось бы уточнений.

Тренировки начинаются, запись на неделю достаточно полная. Конечно, это не тот результат, который мы могли бы увидеть раньше, пока результаты ниже примерно на 20%. Это связано с требованиями Роспотребнадзора о перерывах между тренировками на дезинфекцию.
К предварительной записи на тренировки мы были готовы, эта схема уже отработана и в многофункциональных клубах, и в мини-студиях. Все равно ждем падения посещаемости, что будет приходить меньше человек, чем может вместить клуб. Это будет зависеть не от площади, а от того, что люди боятся заразиться.

Как отрасль мы одни из самых пострадавших, нам вообще нельзя было контактировать с людьми.  Отрасль старалась выжить. Я не знаю ни одного клуба, который не перешел на онлайн-тренировки. Такое направление, как платные онлайн-тренировки, стало развиваться, вообще это интересный бизнес. Но мы столкнулись с тем, что очень многие сделали тренировки бесплатными. Люди могли подключаться к аккаунтам клуба, где тренеры проводили тренировки бесплатно.

Как бесплатные онлайн-тренировки помогли Nike поднять продажи спортивной одежды во время карантина, читайте здесь




Для нас это серьезная проблема, она коснулась и мультиформатных клубов, и моностудий, многие тренеры увели клиентов за собой, а мы потеряли и тех и других. Одни сделали свой онлайн-кабинет, другие вели прямые эфиры в Instagram, кто-то устраивал zoom-конференции для клиентов за небольшие деньги или за донейшен. Летний период для фитнеса всегда был непростым. В этот период происходило падение спроса и продаж. Сейчас эта проблема обострилась, поэтому многим удобнее дома заниматься онлайн со своими тренерами. 
Коллеги из городов, в которых разрешили открыться раньше, говорят, что падение продаж доходит до 50%, в каких-то регионах меньше — 20% и 10%. В среднем по стране продажи абонементов снизились примерно на 30%.

Сейчас мы сталкиваемся с очень острой проблемой — проблемой возвратов. Мы вместе с крупными сетями разрабатываем документ, который введет запрет на возврат средств. По аналогии с туризмом и возвратом денег за билеты и путевки (вместо возврата денег за отмененный рейс пассажиру предлагают оформить сертификат, ваучер или начислить баллы в личном кабинете, которые впоследствии могут быть использованы для покупки нового билета в той же авиакомпании. — Ред.). Потому что к нам приходят люди, которые не занимались 3 месяца, за это время потеряли работу, не имеют свободных средств и просят вернуть деньги за абонемент. Но сейчас после трехмесячного вынужденного простоя из-за запрета на работу их неоткуда взять. Мы хотим ввести мораторий на возвраты и занимаемся этим целенаправленно.


О невыполнимых рекомендациях Минспорта для фитнес-индустрии, читайте здесь



Кроме того, фитнес-клубы тоже столкнулись с проблемой аренды. Кто-то арендует частные помещения, есть примеры, где владельцы просто выгоняют клуб, который не мог платить во время карантина аренду в полном объеме. Уже пошла волна закрытия некоторых клубов. Клубы банкротятся, потому что не выдерживают арендную нагрузку и дополнительные расходы на запуск, на закупку дезинфицирующих средств и масок, тепловизоров и соблюдения всех тех условий, которые выставил Роспотребнадзор для открытия. Тепловизоры — одна из самых больших статей расходов, потому что они не попали под субсидирование закупок, в отличие от средств санитарной защиты и дезинфекции. При этом наличие тепловизора для измерения температуры на входе обязательно. 


На основе выступления во время онлайн-марафона «Спасти бизнес: миссия (не)выполнима?».