Как открыть собственное дело? Мой совет — начните с малого. Формат островной торговли для дебюта в рознице — самое то. Он, как правило, требует значительно меньше вложений, чем полноценный магазин в торговом центре. Но дает возможность протестировать навыки, пощупать рынок и понять, стоит ли идти дальше.

В моей практике было несколько случаев, когда арендатор заходил в торговый центр через киоск, а потом открывал там же магазин. Например, в челябинском ТРК «Родник» по такому сценарию развивались локальные предприниматели — обувной бренд Crocs (по франшизе) и сеть массажного оборудования Ergonova. Бывает и по-другому. В том же «Роднике» продавец модных аксессуаров и сезонных товаров «ЭгоиСтиль», а также сеть фастфуда «Царь Картошка» на моих глазах параллельно открывали торговлю и в киосках, и в помещениях молла. Получалось неплохо. Какой сценарий выгоднее — каждый арендатор решает для себя сам.

Но «как продавать?» — не главный вопрос, на который приходится отвечать бизнесу. Гораздо важнее «что продавать?». Особенно если речь об островной торговле, которая рассчитана на импульс покупателя. И особенно сейчас, когда покупатель живет в режиме жесткой экономии денег и на импульс реагирует слабо.

Необходимо также учитывать тренд активного развития онлайн-продаж. Многие товары, которые традиционно продаются на «островах», сегодня можно найти в Интернете по более низким ценам. Лично я, например, заказываю аксессуары для телефона на электронной площадке AlliExpress. Да, жду товар какое-то время, зато значительно экономлю.

Какие же товары сегодня представлены на «островах» в моллах страны? Пройдемся по самым распространенным группам.

1

Сезонные аксессуары

Это одна из самых востребованных товарных групп, которая прекрасно продается в киосках. К ней относятся солнцезащитные очки (в том числе диоптрические), перчатки, варежки, шапки, сумки, зонты. Недавно к этой группе в качестве модного тренда добавились носки с разными прикольными рисунками. В общей массе это те товары, которые мы постоянно теряем, ломаем и портим. Но они нам нужны всегда, причем срочно — здесь и сейчас. Ждать их доставки из онлайн-магазина мало кто готов. Данная ниша довольно проста для предпринимателя. Важно правильно выбрать поставщика и зарабатывать на наценке, которая может составлять от 200% и больше.

2

Аксессуары для мобильных устройств

В каждом торговом центре есть киоск (а то и несколько) по продаже аксессуаров для мобильных устройств — чехлов, зарядок, наушников, гаджетов и др. Там же оказывают услуги по экспресс-ремонту мобильников, наклейке на них защитной пленки или стекла, «бронированию» инновационными материалами. Эта ниша возникла во время бума смены модельной линейки iPhone и других моделей телефонов. Здесь наценка на товар может превышать 500%. Но концепция пользуется спросом у покупателей.

3

Ювелирные изделия

В последнее время на «островах» активно продаются и ювелирные изделия (в том числе православной тематики). Отдельное направление — это модные ювелирные изделия из серебра, которые значительно дешевле аналогов из золота. Брендов данного сегмента на рынке сейчас много. Поэтому недостатка товара продавцы не испытывают. Наценка здесь обычно идет от 100% и выше.

4

Напитки и еда

Бурно (особенно в Москве) развиваются такие концепции на «островах», как «кофе с собой». Востребованы у публики и точки со здоровым питанием («Милти», «Да!Еда», Inferno и др.). Здесь наценка достигает порядка от 150-200%. Популярна и торговля едой по фиксированной цене (City Fix, One Price, One bucks и др.). На мой взгляд, это своего рода копирование всем известной кофейни Coffix, где продается много чего помимо кофе. И продается активно. В этой нише наценка может достигать порядка 400-500%. Этот бизнес основывается именно на объемах продаж, то есть продать как можно больше, что реально по невысокой цене для покупателя.

5

Красота

К этой теме я бы отнес концепции экспресс-маникюра. Затраты на открытие «острова» с этой услугой небольшие, примерно от 500-600 тыс. рублей в регионах, от 800 тыс. рублей и выше в Москве в «хорошем» торговом центре, а спрос и заработок внушительные. Подарочная упаковка и сувениры тоже здесь. Но они работают только при условии небольшой арендной ставки в ТРЦ, поскольку это бизнес с сезонными пиками — основная торговля идет по праздникам, а в остальное время обороты довольно скромные. Наценка на товар в этом сегменте составляет от 150% как минимум.

6

Вывод

Любой предприниматель перед открытием бизнеса на «острове» в ТЦ должен оценить потребности своего города или района в том или ином продукте. Он также должен оценить конкурентов (а их обычно немало). Самое главное — внимательно относиться к покупке той или иной франшизы. Я знаю сотни случаев, когда бизнес на «острове» провалился, даже толком не стартовав. И в основном это был бизнес по франшизе. К сожалению, владельцы франшиз часто стремятся просто «впарить» ее наивному локальному бизнесу. Помогать с запуском, развивать и консультировать партнера готовы не все. А без поддержки, особенно на старте, такой бизнес почти никогда не взлетает.