В исследовании Retail Destination Russia 2019 эксперты изучили присутствие 250 международных и российских брендов всех сегментов, за исключением продуктовых магазинов, в 37 городах России с населением свыше 500 тыс. человек. Бренд отмечали как присутствующий на рынке города, если у него есть хотя бы один монобрендовый магазин на декабрь 2018 года (включая франчайзинговые магазины). Если бренды представлены только в универмагах и мультибрендовых магазинах, их из анализа исключали.

Первое место в списке самых насыщенных ретейлерами городов заняла Москва, где есть магазины и точки продаж 100% проанализированных марок. Она в явном приоритете у ретейлеров, которые планируют выходить на российский рынок.

В топ-3 также вошли Петербург, где представлено 78% брендов, и Екатеринбург, где есть магазины 62% представленных в России брендов. Города-лидеры отличает большая численность населения, высокая покупательная способность и значительное количество современных торговых центров, что и привлекает ретейлеров.

На четвертом месте оказался Краснодар, который только минувшей осенью стал городом-миллионником. Высокую позицию ему обеспечили рекордная насыщенность качественными торговыми центрами (более 750 м2 на 1 тыс. человек) и любовь местных жителей к шопингу.



Далее следуют Ростов-на-Дону, Казань и Новосибирск. В этих городах средняя заработная плата и покупательная способность населения ниже, чем в мегаполисах, которые замыкают топ-10. Но есть индивидуальные особенности регионов, которые позволили им подняться в рейтинге выше конкурентов. Так, жители Ростова-на-Дону склонны тратить на товары и услуги значительную часть своего дохода. Казань привлекает ретейлеров высоким туристическим потоком, являясь площадкой многих спортивных и культурных событий мирового уровня, а Новосибирск обеспечил себе попадание в рейтинг благодаря самому большому населению после Москвы и Петербурга.

О том, как обстоят дела с торговой недвижимостью в этих городах, читайте здесь.



Эксперты отмечают, что иностранные и отечественные торговые сети идут туда, где высока динамика роста населения, покупательная способность, а также есть качественные торговые помещения и современные форматы торговли.

«В отличие от Западной Европы, в России «молловая» модель рынка и основной доход ретейлерам приносят именно площадки в торговых центрах. Поэтому открытие торговых объектов является ключевым драйвером выхода новых брендов в тот или иной регион. Так, например, Тюмень отличается высоким уровнем заработных плат одновременно с низкой насыщенностью торговыми центрами. Поэтому ретейлеры в этом регионе представлены довольно слабо — город не попал в топ-10», — говорит руководитель отдела исследований компании JLL Олеся Дзюба.

По мнению экспертов JLL, рынок качественных торговых центров России достиг зрелости и является крупнейшим в Европе. Его совокупный объем составляет более 24 млн м2, а количество и разнообразие торговых форматов в крупных городах России сопоставимы с европейскими. Относительная ненасыщенность отдельных региональных рынков, а также постепенное устаревание существующих объектов на фоне сохраняющегося интереса ретейлеров стимулируют девелоперов строить новые торговые центры.

На 2019 год в России заявлено строительство почти 1,3 млн м2, что в 2,5 раза превышает рекордно низкий показатель прошлого года (менее 500 тыс. м2).

Прогноз ввода торговой недвижимости в России в 2019 году читайте здесь.


Но прирост площадей, особенно на столичных рынках, обеспечат преимущественно ТЦ районного и регионального формата. Во многих крупных городах уже есть крупные объекты. Рынок ими пресытился. На смену гигантомании приходит осознанное потребление, заключили эксперты JLL.

Почему гигантские торговые центры остаются сильнейшими, читайте здесь.