Большие деньги всегда делали еще большие деньги. Казалось бы, «Беру» при таких родителях (Сбербанк и «Яндекс») был обречен на успех в самое короткое время. Один «родитель» обладает почти безграничным финансовым ресурсом, второй — обладатель невероятного трафика и тоже не из бедных. Все говорило о том, что счастье случится быстро, «стоит только захотеть». Но что-то в этом мире вдруг внезапно сломалось.

Досье

Борис Агатов имеет 7-летний опыт работы в крупной ретейл-компании Jamilco. 10 лет владел собственным магазином Laurel (вторая линия Escada) и 4 года — интернет-магазином одежды Virtdress. Реализовал более 300 проектов в розничной торговле. Создатель отраслевого онлайн-медиа NEW RETAIL.



Быстрого чуда не случилось, более того, СМИ распространили слухи, что обе стороны не смогли прийти к взаимовыгодной модели развития этого проекта и ему грозит чуть ли не закрытие. В Сети, как всегда, все «пожелали успехов», а Алексей Федоров, владелец магазина «220 Вольт», в своем открытом письме Льву Хасису отметил, что «задача (создание маркетплейса «Беру») была нерешаемой, а вера в мощь Сбера и «Яндекса» — слишком сильной», «свежесхантченной» командой такие проекты не делаются» — было его мнение. На что Лев Хасис довольно эмоционально ответил, что «все это слухи и проект развивается так, как его задумали основатели». Рынок немного выдохнул, но некоторые мысли и вопросы все же остались.


Письмо Алексея Федорова "иконе российского ретейла" можно почитать здесь



Вопрос первый: а есть ли место для нового игрока, сопоставимого с Wildberries и Ozon на нашем рынке, при этом имея в виду, что у нас активно присутствует еще и Alibaba? Если формально отвечать, то, конечно, есть место и даже большему числу игроков, но по факту жизнь говорит о том, что на большинстве рынков закрепляется только один-два игрока масштаба Amazon, Alibaba, JD. Игроков много, особенно нишевых, но все призы собирают, как правило, один-два. И главный приз на растущем рынке — это увеличение оборота. О доходности думают, но все перевешивает сумасшедший рост. Лидер растет в 2-3 раза быстрее остальных игроков на этом рынке. Буквально каждое полугодие абсолютный отрыв увеличивается. За прошлый год Wildberries вырос на 80%, Ozon — на 73%, в то время как Lamoda — всего на 13,9% в рублях.

Почему так получается? 
Возможно, потому, что маркетплейсы сейчас выполняют роль не просто канала продаж, а функцию инфраструктуры, через которую весь рынок осуществляет продажи. Свои интернет-магазины ретейлерам не могут обеспечить продажи в таком объеме, как это делает маркетплейс. Очень часто объем продаж через свои интернет-магазины в 10 раз меньше, чем через маркетплейс, то есть весь рост электронной торговли обеспечивает всего пара-тройка игроков на рынке, поэтому создать еще одну инфраструктуру довольно сложно. Многие игроки жалуются на сложности подключения к маркетплейсам, существует большое количество бизнесов, которые помогают подключиться к известным маркетплейсам, беря на себя все сложности подключений, и все это тоже сдерживает развитие нового маркетплейса. Ретейлеры, с трудом подключившись к одному маркетплейсу, не спешат освоить другой. К слову сказать, компании за услуги подключению к маркетплейсу берут до полумиллиона рублей с ретейлера или поставщика.

Цифры

«Беру» — это сайт с количеством визитов 14,2 млн человек в месяц с тенденцией к росту, в то время как Wildberries — 71,5 млн человек и Ozon — 59,3 млн визитов в месяц (по данным SimilarWeb).

Оборот «Беру» за 2018 год составил примерно 12 млрд рублей из расчета заявленного оборота 1 млрд в месяц, в то время как обороты двух крупнейших маркетплейсов за 2018 год составили: Lamoda — 26 млрд рублей (376,4 млн евро), Ozon — 42,5 млрд рублей, а Wildberries — 118,7 млрд рублей. По оценке Data Insight, весь объем рынка электронной торговли физическими товарами составлял 1,115 трлн рублей.



Почему покупатель настолько привязан всего к паре маркетплейсов? 
На этот вопрос нет однозначного ответа при той свободе выбора, которая существует в Интернете. По всей видимости, имеет значение высокий уровень лояльности, который заработали существующие игроки, и отсутствие у новых маркетплейсов каких-то значимых черт, которые были бы привлекательны для покупателя. Помогает ли это нишевым маркетплейсам типа Aizel, Farfetch? Возможно, но их нишевость не сможет стать 100%-ной защитой от того, что на эту поляну не придет рано или поздно крупный маркетплейс. Вопросы логистики, распределенности сети выдачи товаров для покупателя имеют решающее значение.


Колонка колумниста Виктора Адамова о том, что онлайн еще долго не убьет офлайн 




Так ли уж силен трафик от поисковиков, и в частности от «Яндекса»?
Тоже очень любопытное наблюдение. «Яндекс» и Google — это две компании, которые, кажется, безоговорочно держат весь коммерческий трафик. Но так ли это на самом деле? Не меняется ли картина? В Америке более 60% людей начинают поиск товара на Amazon. Видя такую притягательность своего сайта, Amazon поставил своей целью забрать хорошую долю рекламных бюджетов у Google и Facebook, а следом за этим же пирогом потянулся и Walmart. Walmart всем сказал, что его трафик качественно и количественно лучше, чем у любого онлайн-ретейлера, так как он в себе совмещает офлайн- и онлайн-трафик. В отличие от Google, у Amazon и Walmart почти исключительно коммерческий трафик. Люди редко приходят на маркетплейс не за покупками. В России тоже все больше людей начинают поиск сразу с маркетплейса, тем самым забирая качественный трафик у поисковиков и социальных сетей, оставляя им все больше информационных запросов типа «когда родился Лев Толстой». Именно поэтому казалось, что Beru станет логичным звеном в экосистеме «Яндекс.Маркет». Возможно, так и будет, просто прошло слишком мало времени.

Если Wildberries сможет воплотить эти планы, то сеть физического присутствия компании будет сопоставима с сетью «Пятерочки» и «Магнита». 



Физическое присутствие маркетплейса имеет ли значение? Безусловно! Wildberries активно наращивает свою сеть пунктов самовывоза. На сегодня компания заявляет о 6 тыс. пунктов, а в перспективе есть планы удвоить их количество. Причем наверняка они это сделают, так как вложения в пункт самовывоза кратно меньше, чем в обычный магазин, а помещения, в которых открывают пункты самовывоза, не обязательно должны быть в дорогих коммерческих локациях. 

Если Wildberries сможет воплотить эти планы, то сеть физического присутствия компании будет сопоставима с сетью «Пятерочки» и «Магнита». Можно ли догнать Wildberries по этому показателю? Да, можно. К примеру, при помощи коллаборации с той же «Пятерочкой». Широкая сеть пунктов самовывоза еще дает возможность уменьшить стоимость логистики, так как исчезает самая дорогая «последняя миля» доставки до дома потребителя. Видимо, из-за широкой сети пунктов самовывоза и произошел такой быстрый скачок в товарообороте Wildberries за прошлый год, а в первом квартале 2019 года рост уже составил 85%.

Есть ли будущее у маркетплейсов? 
При таком глубоком проникновении маркетплейсов в офлайн будет уже конкуренция не между интернет-площадками, а между физическими сетями, вспомните соперничество Walmart и Amazon. В то же время, очевидно, что модель бизнеса маркетплейса себя потихоньку изживает. На смену ей приходит модель оператора, который утилизирует трафик, то есть использует его для множества нужд, а не является только ретейлером. В этом случае наступает время удивительных экосистем, которые не вполне будут представлять из себя ретейлера в чистом виде, в которых будет совмещено множество функций.

«Беру» вполне может ждать успех, поэтому хоронить его пока рано, но завоевание этого успеха будет крайне сложным, и если вдруг этот проект свернут, то на это будут вполне объективные причины.