У нас много крутых успехов, но интересно рассказывать и про f**k up. Часто бывает, когда ты находишься на волне, начинаешь впадать в иллюзию постоянного успеха, что этот успех будет с тобой всегда. За что бы ты ни взялся, у тебя все получается! И начинаешь пропускать тонкие моменты, которые абсолютно точно нужно принимать во внимание, когда ты строишь новый бизнес. У нас так и получилось.

У нас в холдинге сейчас около 100 абсолютно разноплановых проектов. И год назад друзья предложили мне площадку бывшего Buddha-Bar, который тогда еще работал на Цветном бульваре. Локейшн очень крутой, один из лучших в Москве. Огромная площадка, в которую изначально инвестировали $15 млн. Проект проработал в Москве 5 лет, но было принято решение, что он будет закрываться. Мне сказали: хочешь — забирай. Я приехал, посмотрел: площадка хорошая, красивая. Подумали, что не хватает в Москве больших тусовочных пространств. И решили попробовать что-то сделать.

Мы очень быстро все построили — за 2 месяца. Достаточно красивый ресторан получился, мы инвестировали на первой стадии около 100 млн рублей, вроде все продумали, вкусная еда, ценник очень доступный… Все как обычно. Прописали бизнес-план, все расходы-доходы, но слишком были уверены, что сейчас попрет народ. Проект на самом деле огромный, 2 тыс. м2, 500 посадочных мест, это было второй проблемой. Потому что такие гигантские рестораны могут позволить себе либо известные бренды, либо очень нашумевшие персоны с большой PR-поддержкой.

У меня есть твердое убеждение, что некрофилией в бизнесе заниматься нельзя. И если ты понимаешь, что лошадь не бежит, а уже сдохла, то кормить ее не нужно. 



Открылись, а людей мало. Нет, народ пошел, и, если бы это был ресторан на 100 мест, он работал бы успешно. Но, так как мест 500 и аренда гигантская — больше 5 млн рублей в месяц, проект естественным образом начал себя пожирать. Ежемесячный убыток составлял 10 млн рублей, помимо того что мы изначально инвестировали $1,5 млн. Через 3 месяца я понял, что с этим нужно что-то делать. Это было лето — июль, чемпионат мира по футболу, решили еще подождать. Может быть, кто-то уехал. Ребята — команда буквально жила на проекте, верила до последнего. И, наверное, это единственное, что меня останавливало, ресторан дополнительно проработал еще 2 месяца. Я бы его закрыл раньше, потому что у меня есть твердое убеждение, что некрофилией в бизнесе заниматься нельзя. И если ты понимаешь, что лошадь не бежит, а уже сдохла, то кормить ее не нужно. А нужно принимать решение. Профессионализм в этом и состоит: ты запускаешь проект, понимаешь, что не пошло, делаешь выводы и принимаешь решение.

Принимать решение о закрытии было, конечно, тяжело. F**k up — это не просто минус деньги, f**k up — это репутация. Вроде мы такие крутые рестораторы, много проектов, большой опыт, монстры, заявляем, что сейчас всех порвем. А тут бац — и f**k up.

Слава богу, что настоящим f**k up это не назовешь, потому что, честно говоря, когда мы его строили и делали дизайн-проект и т.д., у меня в голове была мысль: если не пойдет, то в крайнем случае сделаем «Чайхону №1» — она пойдет. Клянусь, это было.

Решение о переформатировании мы приняли 15 июля, ресторан LocAsian работал до 13 августа, а 15 августа открылась «Чайхона №1». Мы за 2 дня полностью переформатировали ресторан. Это было круто. Все быстро получилось, потому что у меня самая крутая в мире команда. Когда мы собрались, ребята уже работали над четырьмя проектами, говорили, что больше не будет. И так выше крыши. Но я сказал: давай через 3 недели откроемся. А ничего нет: ни персонала, ни формы, ни меню. Сделали — и произошло какое-то очередное чудо: с первого дня ресторан заполнился людьми, просто битком. И продолжает так работать. «Чайхона №1» — понятный бренд, понятно, куда ты приходишь, сколько платишь и что за это получаешь.

По поводу того, почему не получилось. Там наложилось много факторов. Первое — локация, хотя она очень крутая, но там находится много разных ресторанов, и модных мест больше, чем простых и понятных. LocAsian сильно подкосил Центральный рынок, который открылся почти одновременно с нами. И все рестораны в округе в обед сразу сдулись. В обед все ходили на Центральный рынок, потому что это тренд, это дешево и т.д.

Многие думали, что Buddha-Bar закрылся, а LocAsian — это то же самое, только вывеску поменяли. То есть это была еще одна наша маркетинговая ошибка.



Вторая ошибка — название. Мы очень долго думали над ним. Месяца два перебирали все, что можно. И, наверное, это изначально и сдетонировало. Концепция и название. F**k up был уже в том, как читалось название. Изначально ведь название было Location. Потом человек, который занимается нашим брендингом, предложил: давай сделаем LocAsian — получается двойной смысл: все-таки азиатская кухня, азиатский дизайн. Но многие думали, что Buddha-Bar закрылся, а LocAsian — это то же самое, только вывеску поменяли. То есть это была еще одна наша маркетинговая ошибка. Мы это не учли.

И изначально я ошибся, потому что не доверился своей интуиции — а у меня было предчувствие по поводу этого места. Я пришел к команде и партнерам, говорю: «Площадка крутая, нужно «Чайхону №1» открывать». Они говорят: «Там рядом «Чайхона» на Пушкинской, и есть еще несколько ресторанов на расстоянии 1 км, получится каннибализм и т.д.» Короче, меня уговорили не открываться.

Но это чисто мой был f**k up. Ребята сделали все максимально как могли. Потому что я согласился, я был убежден, что проект пойдет, потому что вкусная еда, понятная концепция, очень крутой звук и крутые вечеринки по пятницам и субботам, караоке, детская комната — то есть все есть, чтобы проводить там время. Очень часто бывает, что хороший продукт не вытягивает сам себя. Вообще нужно слушать свою интуицию, если она есть. Нужно всегда просчитывать абсолютно все риски и на старте понимать, что ты будешь делать, если не пойдет. Все маршруты надо просматривать заранее. Было бы печально, если бы эти 2 млн евро мы просто выкинули и закрыли ресторан. Слава богу, мы сейчас компенсируем потери.

Часто думают, что все это — ошибки стартаперов, людей неопытных в бизнесе. Но бывает наоборот: когда у тебя все получается в бизнесе, ты начинаешь улетать в космос. И надо, чтобы кто-то был рядом, сказал: очнись, давай посчитаем. Я опростоволосился, думал, что я крутой чувак, а мне Господь Бог сказал: не, тормозни.

Но f**k up — это всегда круто, это очень полезно. Потому что это уроки, которые учат нас не совершать ошибок. Главное, чтобы это потом выносило тебя в какие-то новые пространства.

Вообще, в любой ситуации в жизни главное задавать себе вопросы. В данном случае я просто проанализировал, где и в чем я ошибся. Как часто бывает: f**k up произошел, но люди начинают искать причину извне. Но главное — задать себе вопрос: что сделал не так лично я. И тогда это вдохновляет на будущие подвиги! Признать свою ошибку могут только сильные люди.