«Магнит» - мультиформатная торговая сеть. Под одним брендом мы развиваем пять форматов: классические магазины у дома, «Магнит-семейный», дрогери, аптеки и «Магнит-Опт». Кроме того, мы тестируем ультрамалые форматы - магазины «Магнит-Сити», алкомаркеты «Магнит-Вечерний» и магазины на АЗС. Наша задача – закрыть своим мультиформатным предложением максимум потребностей покупателей.

Недавно «Магнит» запустил свою программу лояльности. Мы сделали это последними в отрасли, но зато у нас была возможность проанализировать эффективность уже существующих подходов и учесть чужие ошибки. Уникальность программы в том, что она охватывает все наши форматы – получить и обменять баллы можно во всех магазинах «Магнит» без исключения. И такой подход работает. На этапе пилота программы мы увидели, что доля покупателей, посещающих два и более наших форматов, растет на 7%. И это только начало ее развития, она будет обрастать дополнительными сервисами и партнерами, формируя единую экосистему для покупателей. Так, например, в рамках программы лояльности мы сейчас пилотируем в трех регионах «Клуб здоровых привычек» - покупатель получает увеличенные баллы за покупку товаров, помогающих поддерживать здоровый образ жизни.

Наша главная стратегическая задача — стать любимым магазином для каждой российской семьи. Каковы наши конкурентные преимущества, почему мы будем успешнее и быстрее? 

Изучаем потребителя
Мы много времени уделяем изучению нашего покупателя, так как у нас есть возможность проанализировать всю историю покупок. С запуском программы лояльности мы постепенно выйдем на принципиально новый уровень понимания покупателей, сможем предугадывать их желания и адресно коммуницировать с ними. Компания серьезно вкладывается в развитие персонала. Мы запустили академию категорийного менеджмента, где обучение прошли уже более 230 человек. Компания повышает уровень квалификации сотрудников на нескольких уровнях (менеджеры, категорийные менеджеры, руководители категорий) и по всей географии сети. 

Становимся прозрачнее
Мы децентрализовываем систему управления. Компания создает 12 округов, которые будут покрывать большую часть управления сетью в вверенных им регионах. Это позволит нам стать ближе к покупателю, быть гибче и быстрее реагировать на изменения. Еще очень важная история — скорость и прозрачность коммерческих решений. В этой сфере у нас реализуется сразу несколько программ, которые приведут к тому, что ассортимент на полках будет гораздо быстрее адаптироваться к рыночной конъюнктуре и особенностям спроса.

Мы становимся более открытыми. В прошлом году состоялась первая в истории «Магнита» конференция для наших партнеров, а в октябре будет уже вторая - на ней мы поделимся своей стратегией, расскажем о ключевых направлениях и приоритетах развития, обменяемся мнениями, сверим часы. Конференция становится традиционной.
 
Компания готова обмениваться с поставщиками информацией о продажах их товаров, в том числе в период промо, чтобы лучше понимать покупателей и на основе этого знания вместе с партнерами эффективнее планировать продажи на горизонте квартала, года, 3 лет. Мы уже реализуем это, у нас есть реальные кейсы. Кроме того, мы начали делать продвинутую клиентскую аналитику и хотим зарабатывать на этих данных.

Раньше «Магнит» был функциональной организацией, в которой отдельно существовали подразделение закупок, логистический блок, промо и т.д. Сейчас это все объединено в классический категорийный менеджмент. В результате поставщик получил единое окно, через которое он может получить всю необходимую информацию и решить все свои вопросы. 


Меняем стратегию по развитию частных марок
«Магнит» - продуктовый ретейлер, который сам производит продукты питания. У нас 15 собственных производств, где мы выращиваем огурцы, томаты, грибы, салаты, выпускаем кондитерские и бараночно-сухарные изделия, производим макароны, фасуем крупы, много других товаров, которые до сих пор закрывали преимущественно сегмент «первой цены» на полке. Но наши производственные технологии позволяют выпускать продукцию в среднем и высоком ценовых сегментах. 

Мы будем создавать уникальные продукты как с точки зрения качества, так и с точки зрения цены. На конец 2018 года у нас было более 3000 наименований продуктов собственных торговых марок, но вряд ли кто-то из участников рынка сможет назвать известный бренд сети «Магнит». Мы сейчас завершили формирование архитектуры брендов, их будет 26, из которых пять основных. 

В ближайшее время начнем активную рекламную кампанию своих новых брендов. Мы расскажем про качество, которое гарантирует нам собственное производство, про то, что это не просто огурец, а огурец, выращенный в наших теплицах на юге России, который быстро попал с грядок в магазин, а не перележал где-то на складах, доехав туда на перекладных и через перекупщиков. И в эту же программу СТМ мы интегрируем наших партнеров, которые не просто оказывают нам услуги по розливу, фасовке, упаковке какого-то продукта, а могут вместе с нами создать уникальный продукт, увидеть нишу, которую мы до этого не закрывали. Например, помочь реализовать какие-то кейсы, которые были успешно реализованы на зарубежных рынках, а у нас еще нет. 

Вводить новинки быстрее рынка
Мы готовы вводить новинки быстрее, чем рынок. Исторически компания всегда отставала в этом. Мы изменили подход. Есть план запуска новинок, обсуждаем вместе с производителем, на какой потенциал продаж может выйти тот или иной продукт, по какой цене он может продаваться и в каком объеме. Затем формируем экономическую модель, чтобы зафиксировать, что считать успехом, через четкие критерии. В процессе реализации проекта мы постоянно обмениваемся информацией и координируем свою работу. Например, можем изменить механику промо-акции, выкладку на полке и пр. Я рисую немного идеальную картину, тем не менее это наша философия, которую мы транслируем внутри организации и своим партнерам.

Мультиформатность, уникальные частные марки, децентрализация управления, кроссформатная программа лояльности, быстрота, прозрачность коммерческих решений, открытость, готовность делиться данными, идти в совместные проекты с производителем. Все это позволяет нам рассчитывать на то, что мы будем «быстрее, выше, сильнее». Наша задача не просто переделить кусок уже имеющегося пирога, а создать дополнительную ценность, уникальные ниши, дать покупателю то, что он не сможет найти в других сетях.