Методическое пособие для тех, кому кажется, что их не слышат и не замечают, а идеи их либо игнорируют, либо нагло присваивают. Для тех, кто завидует смелости коллег и хотел бы научиться инициировать и продвигать свои идеи с пользой для компании и для собственной карьеры. 

Итак, чем важно располагать для продвижения идей? Ответ: решительностью, союзниками, умением убеждать статусных людей. Какие могут быть риски, если к вашим идеям прислушаются, поверят в них и внедрят в работу? На вас повесят всю ответственность, если что-то пойдет не так; коллеги увидят в вас конкурента и усилят свое давление; вашу идею внедрят, всем придется перестраиваться, больше работать, и те же коллеги будут вспоминать вас недобрым словом.

Если вас не испугали риски и вы видите от продвижения собственных идей больше позитивных возможностей, чем негативных последствий, предлагаю попробовать метод, который не только даст вам возможность политически грамотно продавать свои идеи руководству и коллегам, минимизируя все вышеперечисленные риски, но и укрепит ваш статус и авторитет в глазах коллег и в профессиональном сообществе за пределами организации.
 
Итак, у вас есть идея или проект, с которым вы давно и безуспешно ходите по инстанциям или давно думаете про него, но ни разу не пытались нигде озвучить, потому что страшно или кажется бесполезным. Вот 10 шагов, которые приведут вас из точки «Меня не слышат» в точку «Ни одно решение не обходится без моего участия».

1

Проверьте ваш статус

Оцените реальное состояние вашего статуса и авторитета, честно ответив на следующие вопросы:

  • На каком уровне управления находится ваша должность в организационной структуре? У N-1 явно больше административного статуса, чем у N-3.
  • Насколько больше или меньше у вас функциональных задач по сравнению с коллегами равного статуса?
  • Распоряжаетесь ли вы самостоятельно бюджетом вверенного вам подразделения или приходится согласовывать каждый рубль?
  • Имеете ли вы одинаковый уровень дохода по сравнению с коллегами вашей управленческой линии?
  • Насколько часто коллеги и руководство обращаются к вам за советами?
  • Признают ли они безоговорочно вашу экспертность или спорят по каждому поводу на совещаниях?
  • Какой процент сотрудников организации знает вас в лицо и по имени?
  • Сколько внедренных инициатив в вашем профессиональном багаже?
2

Упакуйте себя

Если ответы на вопросы вызвали легкую грусть, необходимо создавать «упаковку» собственной экспертности. Достаньте из пыльной папки свое резюме, убедитесь в том, что вы достойны большего, и найдите возможность оповестить коллег о своих достижениях. Расскажите им, с какими вопросами к вам можно и нужно обращаться. Научитесь быстро и лаконично говорить о собственной экспертизе. На совещании лучше начинать свои аргументы со слов: «Я как эксперт по развитию руководителей…» Долой скромность! На ней карьеру не выстроишь.

3

Ищите союзников

Определите людей внутри организации, которые в большей степени способны повлиять на принятие решений в отношении вашей идеи или проекта. К кому обращаются коллеги в трудных ситуациях? К кому прислушивается руководство? Кто пользуется особым уважением со стороны большинства сотрудников? Кто находится в хороших отношениях с людьми, наделенными властью? Договоритесь о совместном завтраке или обеде с тем, кто, по общему признанию, имеет определенное влияние, и постарайтесь выяснить его мнение относительно ваших идей. Просто пригласите коллегу на кофе. Поверьте, вам не откажут.

4

Используйте технологию «Дизайн-мышление»

После того как вашу идею одобрили или скорректировали, действуйте по технологии «Дизайн-мышление»: внедряйте идеи в соответствии с потребностями внутренних клиентов. Договоритесь о нескольких встречах с руководителями одного с вами уровня, чтобы взять у них экспертное интервью. Задайте вопросы про их актуальные трудности в зоне вашей ответственности («А какие вы видите трудности с развитием руководителем?»), узнайте их мнение о способах решения данных трудностей и возможных проблемах на пути внедрения изменений. Во время беседы не озвучивайте свои идеи, только собирайте информацию. По итогам общения проанализируйте:

  1. Что из сказанного совпадает с вашим мнением. 
  2. Какие новые идеи вы готовы включить в свой проект. 
  3. Каким образом изменится ваш план действий с учетом мнения других руководителей.
5

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Консолидируйте мнения всех опрошенных коллег в единую технологию: Что делать — Для чего делать — Каким способом делать — Как минимизировать риски — Что будет результатом внедрения проекта.

6

В тестовом режиме

Прокачайте свою идею в кругу коллег и внешних экспертов, которым вы доверяете, попросите дать конструктивную обратную связь: что хорошо, а что нужно было бы изменить. Попробуйте представить возможные возражения от руководства и заранее найти к ним убедительные аргументы. Помните, что в ваших доводах всегда должны быть ссылки:

  • на интересы команды;
  • на перспективные цели компании;
  • на потребности внутренних или внешних клиентов.
7

Не презентовать, а продавать

Ну вот и пришло время продавать план проекта руководству. Никогда не пытайтесь «втиснуть» хорошую идею по ходу дела. Всегда воспринимайте разговор с любым статусным человеком как «продажу». Заранее договаривайтесь о встрече, и лучше, если это будет индивидуальный разговор, а не общее совещание. В начале разговора подтвердите авторитет руководителя и его право иметь заключительное мнение по обсуждаемому вопросу, таким образом вы снимете возможное сопротивление выслушать и обсудить ваши идеи.

8

Дайте время

Делая презентацию собственной идеи или планируемого проекта, называйте фамилии тех авторитетных людей, которые уже одобрили ваш план изменений или высказались в том духе, что «не плохо было бы». Скомпонуйте и визуализируйте свои идеи в коротких слайдах, чтобы руководитель мог еще раз вернуться к обдумыванию вашего предложения через некоторое время. Не все любят принимать решения «здесь и сейчас», многим нужен тайм-аут. И не только из-за того, что хочется что-то дополнительно обдумать. Некоторые считают, что политически не грамотно сразу отвечать согласием, просящего нужно «промариновать».

9

Вызываю огонь на себя

Реализуя уже согласованную идею, создайте проектную команду из числа тех людей, которые поучаствовали в ее формировании, возьмите на себя лидерскую роль и полную ответственность за полученные результаты, верьте в себя и не опускайте руки при возникновении трудностей. Внедрение проекта, основанного на предварительном сборе экспертного мнения статусных коллег, проходит без сопротивления и занимает обычно в два раза меньше времени, чем при обратном подходе, когда изменения внедряются административно «сверху». Дополнительным преимуществом такого подхода является закрепление ответственности руководителей за предложенные и реализованные идеи.

10

Закрепите успех

После успешной реализации проекта запланируйте презентацию, на которой расскажете руководству, коллегам и подчиненным о результатах проведенной работы и внедренных изменениях. Пригласите на презентацию внешних гостей, клиентов, коллег из вашего профессионального сообщества. Не отказывайтесь, если вас пригласят вступить с презентацией данного кейса на профессиональной отраслевой выставке или конференции. А лучше сами попросите знакомых консультантов об этом. 




Резюмируйте результаты на системном уровне, закрепляйте успехи, продвигайте идеи дальше, масштабируйте их и используйте в своих дальнейших карьерных целях.