Хотел бы развеять миф, который возникает во многих головах при упоминании онлайн-фитнеса. Мол, использование онлайн-сервисов приведет к снижению потребления традиционного фитнеса в фитнес-клубах. Как показало исследование LEC consulting в США в 2019 году, 46% опрошенных пользователей склонны увеличить потребление фитнеса в клубах, 26% ответили, что более вероятно увеличат использование традиционного фитнеса и 19% предположили, что, возможно, пойдут в фитнес-клуб. То есть использование онлайн-фитнеса вовлекает новые пласты аудитории и увеличивает вероятность посещения обычных фитнес-клубов.



В России, согласно опросу ВЦИОМ, в 2018 году 49% россиян заявляли, что занимаются спортом не менее 1 раза в неделю, при этом в 2016 году эта цифра составляла только 19%. Сейчас электронный фитнес в нашей стране уже занимает почти треть (27%) объема традиционного фитнеса, при этом обгоняя его в 6,65 раза по количеству пользователей. Проникновение онлайн-фитнеса составляет 13% по сравнению с проникновением традиционного фитнеса, которое составляет 2-3%. Общее количество занимающихся онлайн-фитнесом — 19,1 млн пользователей со средним чеком 879 рублей в год.

Потребители онлайн-фитнеса
Наша компания, используя интернет-таргетинг, изучила респондентов по интересам занятий фитнесом и спортом и собрала мнение в 404 анкетах среди жителей 135 городов России. В большей степени мы смогли охватить женскую аудиторию (87%) и с небольшим перевесом семейную (53%). По онлайн-фитнес-активности в среднем 69% ответивших достаточно часто, от 3 до 5 раз в неделю, предпочитают заниматься фитнесом.

Мы задали вопрос: «Вы занимаетесь в клубе или дома», на что 52% респондентов нам ответили, что занимаются в клубе, а 48% — дома или на улице. При этом интересно, что 75% посетителей клубов так или иначе используют онлайн-сервисы: приложения, видеозаписи и фитнес-марафоны.
Среди сервисов и приложений, из которых люди черпают информацию для онлайн-занятий спортом, лидируют YouTube, Instagram, Facebook, VK. Их указали 19,7% опрошенных. Абсолютный феномен популярности — приложение «Бешеная сушка» (6,8%), далее приложения ИТ производителей Samsung Health, Mi Fit, Google Fit, «Здоровье» (IOS), Huawei health (8,6%), приложение спортивных производителей Nike и Puma (6,2%).

Для пользователей при выборе онлайн-тренировок, как мы выяснили, крайне важен «результат и эффективность» (9%), не менее важны «наглядность, понятность» (9%). Также важен статус тренера, его физическая форма (8%) и регулируемый уровень сложности (7%). Из эмоциональных посылов мы бы выделили то, чего, возможно, не хватает пользователям в традиционном фитнесе, а именно мотивации, энергетики и «волшебного пинка».



На вопрос о мотивах занятия фитнесом на первом месте по популярности оказался ответ об осознанной цели «поддержать или не терять» физическую форму, когда нет еще критичных изменений. На втором месте — «желание здоровья», более долгосрочная мотивация, которая связана в первую очередь с сохранением красоты. Третье желание — «похудеть» — имеет уже срочный характер, для этой цели выбираются часто марафоны и 30-дневные курсы. Этот формат наиболее востребован в том числе у блогеров.

На вопрос: «Сколько вы готовы тратить денег на занятия фитнесом в месяц?» — 21% респондентов ответили, что не готовы платить в формате онлайн-фитнеса, 38% могут заплатить до 2 тыс. рублей в месяц, 41% готовы тратить на фитнес в среднем 6110 рублей. Интересно, что средний чек у самостоятельных пользователей составил 2353 рубля в месяц, а у тех, кто еще посещает клубы и использует приложения, составил 4034 руб./мес.

Онлайн-тренеры
В наш опрос попали 105 тренеров из 53 городов, в том числе практикующие онлайн-тренировки. Из них 61% имеют опыт проведения занятий от 1 до 6 лет. Доля мужской аудитории составила 61%.

В среднем тренеры проводят онлайн-занятия чаще, чем в фитнес-залах, — по семь тренировок в день, в то время как в клубах в среднем тренируют по 5 раз.
Из всех опрошенных тренеров 44% ведут тренировки онлайн и 56% хотели бы это делать. Среди причин, по которым тренерам интересен онлайн, они назвали: увеличить аудиторию, зарабатывать больше, это удобнее, иметь больше свободного времени, не тратить время на дорогу в клуб.

Самый популярный вариант онлайн-тренировок, указанный респондентами, — бесплатные занятия, которые демонстрируются в основном аккаунте в Instagram (30%). Курсы и марафоны продвигаются в «закрытом» аккаунте. Активно используется формат прямых эфиров и сториз. В шапке аккаунта размещается ссылка на мини-сайт на базе TapLink или TapId. WhatsApp (23%) используется в виде закрытой группы или персонального канала, куда каждый день отправляются задания. VK (15%) используется, как и Instagram, в виде закрытой и открытой группы. Skype (9%) используется реже, в формате прямых консультаций. Такой формат используется в сервисе ZOOMCLASS, что ограничивает развитие такого канала из-за высокой себестоимости услуг.
В ходе исследования мы задали вопрос о том, откуда у тренеров появляются клиенты. Ответ, занявший 1-е место, — фитнес-клуб. Тренеры продолжают работать в клубе и тренировать онлайн. На втором месте — соцсети и Интернет (38%), на третьем — сарафанное радио, рекомендации, знакомые (27%).

Фитнес-блогеры
Рынок блогерских фитнес-услуг на данный момент не посчитан, но по косвенным оценкам, имеет сопоставимый объем в количественном выражении с расходами на платные приложения. Мы оценили механики монетизации услуг фитнес-блогеров, имеющих от 500 тыс. до 2 млн подписчиков.
Основным источником монетизации является механика набора аудитории подписчиков из социальных сетей и традиционных медиапроектов. Далее выбирается популярное направление для консультаций, таких как питание, похудение, «накачать попу», йога, силовые тренировки, растяжка, пилатес или pole dance.



Среди форматов, которые используют фитнес-блогеры с целью получения денег, чаще всего встречаются марафоны, курсы, видеозаписи, персональные консультации, программы тренировок, программы питания, приложения, платные live-трансляции, beauty-товары, собственный бренд спортивного питания, аксессуары брендовые, студия, спортзал, фитнес-туры, реклама, партнерские программы, MLM-проекты в питании и донаты подписчиков.
Ну и, собственно, перечислю площадки и сервисы, используемые блогерами: сайт, лендинг или микролендинг, приложение, закрытые аккаунты Instagram и сториз, VK-группы, площадка Getcourse, webinar-площадки, Skype, группы и трансляции WhatsApp, группы и трансляции Viber.

Приложения
Потребление платных фитнес-приложений в России, как и в мире, активно растет. Россия, по данным allcorrectgames.com, занимает 9-е место в мире по скачиванию платных приложений. Количество пользователей в 2019 году выросло до 6,69 млн человек.

Абсолютным лидером среди приложений стало BS GO от ТВ-проекта «Бешеная сушка». Далее можно выделить блок популярных приложений от Nike c беговыми и силовыми тренировками и следующие за ними по популярности сервисы от производителей гаджетов Samsung, Apple, Mi и Honor. Вот некоторые интересные примеры таких приложений.

  • SWORKIT FITNESS (более 5 млн скачиваний). Индивидуальные программы Sworkit позволяют клиенту вписаться в целенаправленную тренировку в любое время, которое он может найти, будь то рекомендованные тренером 40 минут или 4 минуты. Более 300 готовых тренировок и более 400 индивидуальных упражнений, которые включают в себя набор мышечной массы, потерю веса, йогу, пилатес, кардио и растяжку.
  • AAPTIV (более 1 млн скачиваний). Это аудиоприложение для тренировок подходит для тех, кто хорошо учится на слух. Aaptiv позволяет выбирать (и загружать) тренировки по требованию, чтобы можно было заниматься всеми упражнениями по растяжке и йоге, боксом и тяжелой атлетикой.
    Доступ к тысячам тренировок под руководством инструктора в любое время и в любом месте.
  • NIKE + RUN CLUB. Инновационное приложение, которое помимо отслеживания пробежек по GPS обеспечивает аудиоуправляемые пробеги для новичков и индивидуальные планы тренировки, подходящие для хардкорных гонщиков. Каждая тренировка помогает наращивать силу, скорость и выносливость, а также есть инструменты мотивации — от дружественных списков лидеров до еженедельных заданий на списки воспроизведения.
  • CLASSPASS. Агрегатор фитнес-студий и группового фитнеса. С СlassPass можно по принципу UBER искать место для занятий среди 15 тыс. студий и спортзалов.
  • Российский аналог такого сервиса — приложение FITMOST. Это единый абонемент, предоставляющий доступ в различные спортивные студии, тренажерные залы и фитнес-центры Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска. Доступны йога, пилатес, бассейн, кроссфит, танцы, сайклинг и многое другое.


Платформы стриминга
Буквально взрывным направлением онлайн-фитнеса являются стриминговые сервисы, набирающие популярность на Западе и стартующие уже у нас. Среди популярных платформ стриминга стоит назвать LIFT.SESSION (автоматические тренировки на основе AI), FIIT-приложение (это новый Netflix для фитнеса, который должен революционизировать тренировки из Великобритании), NEOU — LIVE & ON DEMAND FITNESS (тренинги в режиме реального времени и по требованию от ведущих фитнес-студий, концепций и элитных тренеров со всего мира в любое время и в любом месте).
Россия тоже не отстает, и на запуске к концу 2019 году онлайн-стартап MOTIVATA.ONLINE.

Вывод
Онлайн-фитнес — это огромный востребованный и быстрый сегмент, а также новая привычка потреблять фитнес, за которым нужно успевать традиционным клубам. Обычным клубам нужно просто перенять элемент «мобильности и доступности в любое время» через постоянное общение со своими членами и на порядок более «высокий уровень мотивации и контроля за результатом».

Из выступления на MIOFF—2019