Изначально мы хотели собрать подборку книг, написанные российскими ретейлерами о рознице. Но в процессе поисков выяснилось, что, несмотря на огромное количество розничных компаний в России и большое количество «звезд», мало кто из них до сих пор написал что-то фундаментальное. А было бы чрезвычайно интересно почитать, к примеру, книги Олега Жеребцова, Андрея Рогачева, Сергея Леонова или Сергея Галицкого (на всякий случай перечислим, что благодаря им в России появились «Лента», «Пятерочка», «Дикси», «Магнит» да и вообще российская торговля в современном ее виде). Видимо, все это впереди, а пока MarketMedia изучил уже появившиеся на свет книги о торговле, написанные российскими и зарубежными успешными продавцами.


«Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»

«Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»Архив «ММ»

1. «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»
Бестселлер, написанный американским интернет-предпринимателем, венчурным капиталистом, владельцем онлайн-магазина одежды, обуви и аксессуаров Zappos.com Тони Шеем. Примечательно, что рукопись возникла на свет всего за 2,5 недели.

В книге Тони пишет о том, как стал бизнесменом в 9 лет, работая на ферме по разведению червей, об учебе в Гарварде, о созданной им сети баннерного обмена LinkExchange и ее продаже в 1998-м Microsoft за $265 млн. На вырученные средства Тони Шей основал фонд Venture Frogs, инвестировавший деньги в разные проекты, среди которых был и Zappos, который потом купил Amazon за $1,2 млрд.

Книга состоит из трех частей: «Прибыль» — истории о жизни автора, как он рос и в итоге оказался в Zappos, «Прибыль и увлечение» — философия Zappos и «Прибыль, увлечение и цель» — видение автора, как перейти на новый уровень развития.


«Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами»
«Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами»Архив «ММ»

2. «Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами»
Книга предпринимателя, ретейлера и практически главного российского шоумена от торговли Дмитрия Потапенко. Причем это уже вторая книга автора, она вышла в 2018 году. Первая — «Честная книга о том, как делать бизнес в России» — издана в 2016 году.

«Я прошел путь от фарцовщика, торгующего жвачкой у гостиницы, до управляющего партнера Management Development Group — корпорацией, владеющей двумя десятками розничных и ресторанных сетей и тремя производственными линейками, и, несмотря на все кризисы, наш бизнес развивается. Хочу сразу предупредить: я не бизнес-тренер, не коуч и не гуру. Моя книга, как и любая книга или семинар по бизнесу, не совершит чуда. Я не скажу волшебного слова, от которого ваш бизнес попрет как на дрожжах. Единственное, что я могу утверждать с достаточной долей уверенности, — вы многое переосмыслите. Все, что я делаю, — это беру тряпку и оттираю зеркало, перед которым вы стоите», — обращается к читателям Потапенко.


«Как чашка за чашкой строилась Starbucks»
«Как чашка за чашкой строилась Starbucks»Архив «ММ»

3. «Как чашка за чашкой строилась Starbucks»
Книга Шульца Говарда, благодаря которому Starbucks стала кофейной империей.
Книга появилась на свет в США в 1997 году, в России была издана в 2012-м, а в этом году издательство «Альпина Паблишер» выпустила второе издание книги.

Председатель совета директоров и генеральный директор крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks (покинул все посты в июне 2018 года) Шульц Говард, придя в компанию в 1982 году, спустя 11 лет после основания, превратил ее из небольшой фирмы с пятью кофейнями в Сиэтле в интернациональный бизнес, работающий в 50 странах мира.

В своей книге автор пишет, что у Starbucks двое родителей: первый — это ее основатели, второй — это он сам, принесший в компанию видение и ценности, основанные «на соревновательном кураже и сильном желании помочь каждому члену компании прийти к победе».

В книге Шульц рассказывает о своем детстве и первых заработках (а он из очень бедной семьи и работать начал с 12 лет). История Starbucks — это не просто история роста и успеха. Это история о том, что компанию можно построить по-другому. «Это живое доказательство того, что компания может жить по велению сердца и лелеять свой дух и при этом зарабатывать деньги», — пишет автор, один из самых смелых и успешных предпринимателей современности. По-настоящему вдохновляет.


«Ритейл от первого лица»
«Ритейл от первого лица»Архив «ММ»

4. «Ритейл от первого лица»
Книга российского предпринимателя Евгения Бутмана, в которой он описывает, как он строил бизнес Apple в России. Книга о том, как зарождались идеи, крепли и обрушивались авторитеты, как «закалялась сталь» и проходило обучение в «яблочных» университетах. «Яблочных», потому что в этой книге три главных персонажа: автор, его компания и знаменитый бренд Apple. И конечно же, люди, команда — как с российской стороны, так и со стороны Apple.

В настоящее время Евгений Бутман — член совета директоров компании IDEAS4RETAIL, развивающей в России по франшизе бренды Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas и CookHouse.


«ИКЕА: собери свою мечту» Сага от «ИКЕА», написанная бывшим топ-менеджером компании Андерсом Дальвигом.
«ИКЕА: собери свою мечту» Сага от «ИКЕА», написанная бывшим топ-менеджером компании Андерсом Дальвигом.Архив «ММ»

5. «ИКЕА: собери свою мечту»
Сага об «ИКЕА», написанная бывшим топ-менеджером компании Андерсом Дальвигом.

Андерс Дальвиг проработал в «ИКЕА» 26 лет, причем большую часть этого времени он являлся ее главой. Топ-менеджер изнутри показывает кухню легендарной шведской компании и рассказывает о ее принципах. В 2009 году Андерс Дальвиг решил уволиться, так как почувствовал в последний год работы, что начинает терять силы и энергию, необходимые в работе.

«Цель этой книги — не рассказать историю «ИКЕА». Мне хочется на примере компании описать некоторые условия, которым должен соответствовать бизнес, стремящийся достичь как традиционных целей — прибыли и высоких продаж, так и участия в жизни общества в более широком смысле», — пишет автор.
Сейчас Андерс Дальвиг состоит в советах директоров компаний KingFisher, New Wave Group, Oriflame Cosmetics и H&M.


«Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» от Сэма Уолтона
«Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» от Сэма УолтонаАрхив «ММ»

6. «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» от Сэма Уолтона
Сэм Уолтон — главная легенда розничной торговли XX века. Он родился в 1918 году в США. Всего за несколько десятилетий он превратил маленький магазин в центре провинциального городка в Wal-Mart — крупнейшую в мире сеть розничной торговли.

В своей книге предприниматель пишет о вдохновении, смелости, оптимизме и тяжелом труде, позволившем ему «оседлать» мечту и стать лидером мирового бизнеса. Эта книга — не просто история успеха, а своеобразный учебник по ведению торгового бизнеса, написанный настоящим профи.

Чрезвычайно скромный, но всегда уверенный в своих силах и возможностях, Сэм Уолтон делится своими наблюдениями, честно и открыто рассказывает о «правилах дорожного движения» в крупном бизнесе. Книга рассчитана прежде всего на менеджеров и предпринимателей, связанных с организацией оптовой и розничной торговли, но будет интересна и широкой аудитории.


«Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес врозничной торговле» Книга американского ретейлера Кэрол Шредер.
«Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле» Книга американского ретейлера Кэрол Шредер.Архив «ММ»

7. «Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле»
Книга американского ретейлера Кэрол Шредер. Американская предпринимательница рассказывает обо всем: от поиска своей ниши, выбора ассортимента и разработки реалистичного бизнес-плана до управления складом и сбытом, ведения учета и организации эффективной рекламной кампании.

Кэрол Шредер заряжает читателей своей энергией, которая позволила ей создать один из самых успешных магазинов розничной торговли в Америке. В ее изложении управление собственным магазином — это не только прибыльный бизнес, но и захватывающий творческий процесс.


«Путь торговли»
«Путь торговли»Архив «ММ»

8. «Путь торговли»
Выпускник военно-морского училища Олег Макаров в начале 1990-х пошел работать в торговлю (оптовая и розничная торговля, производство, услуги), где проработал на руководящих должностях до 2009 года.
Параллельно Макаров проводил тренинги, писал статьи о продажах и маркетинге для деловых СМИ.

Книга «Путь торговли» об искусстве продаж. Свои взгляды и опыт автор изложил в виде кратких притч. Кстати, профессиональный продавец Олег Макаров сумел и свою книгу продать российскому читателю мастерски: он придумал псевдоним Тадао Ямагучи, а сам притворился переводчиком книги. С тех пор книга стала культовой.

В настоящее время он старший партнер консалтинговой группы TCG, которая внедряет программы клиентской лояльности, обучает продажам и маркетингу.


«#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования»
«#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования»Архив «ММ»

9. «#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования»
История Софии Аморузо — сказка о современной Золушке. Будущая основательница Nasty Gal родилась в 1984 году в США. В 2005 году двадцатилетнюю девушку с позором уволили из обувного бутика. В 22 года она открыла на eBay магазин винтажной одежды. Смысл бизнеса заключался в том, что копеечную вещь, если правильно ее преподнести, можно продать с большой наценкой. Бизнес быстро стал идти в гору. При этом у девушки не было ни образования, ни богатых родителей, ни даже возможности взять кредит.

В июне 2016 года София Аморузо вошла в список самых успешных американок, составленный Forbes, с состоянием $280 млн, а в октябре того же года предпринимательница подала в суд заявление о банкротстве своей компании. Позже предпринимательница признается, что совершила ряд стратегических ошибок.

Жаль, что книга «#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования» написана в 2014 году, до банкротства компании, а значит, в нее не вошли признания бизнесвумен о совершенных ею ошибках.

Но все равно любопытно почитать о том, как за 9 лет юная феминистка, бунтарка и отъявленная лентяйка превратилась в создателя самого быстрорастущего в Америке ретейла. Книга рассказывает, как добиться невероятного успеха, даже если ты совершенно не умеешь играть по правилам бизнес-сообщества.


«Ваш интернет-магазин от А до Я» от Тимофея Шиколенкова
«Ваш интернет-магазин от А до Я» от Тимофея ШиколенковаАрхив «ММ»

10. «Ваш интернет-магазин от А до Я» от Тимофея Шиколенкова
Тимофей Шиколенков — не профессиональный писатель и не инфобизнесмен. Он эксперт по электронной коммерции, web-технологиям, профессиональный интернет-маркетолог. Работает на рынке электронной коммерции с 1997 года, когда создал первый коммерческий сайт для своей компании.

В 2001 году он основал один из первых интернет-магазинов цифровой электроники, руководством и развитием которого занимался в течение следующих 6 лет. За это время придумал, запустил и раскрутил десятки сетевых инструментов и проектов. С 2007 года директор по маркетингу и развитию бизнеса международной группы компаний «Аудиомания».

Топ-10 фильмов о торговле, составленный MarketMedia, можно посмотреть здесь.