Экономика совместного потребления (sharing economy) — новый тренд XXI века. Его появление связывают с двумя факторами, которые влияют на возможность и желание людей владеть различным имуществом.

Первый фактор — тяга к перемене мест. Молодые и активные мигрируют в поисках более комфортных условий для жизни, подходящей работы, места учебы. В состоянии постоянного переезда отпадает необходимость в приобретении жилья, автомобиля и других видов имущества, той же мебели и крупной бытовой техники.

Второй фактор — ежегодное реальное снижение доходов, что актуально для России. Все чаще люди не могут позволить себе владение чем-либо и вынуждены искать варианты аренды. Так что экономика совместного потребления — это в первую очередь реакция рынка на социальные изменения, и только во вторую — на развитие технологий.
Шеринг уже довольно хорошо развит в недвижимости и на авторынке. А в сфере торговой недвижимости он только набирает силу. Ни арендаторы, ни арендодатели по разным причинам не торопятся инвестировать в шеринг-сервисы. Дело, как всегда, в деньгах. Создание масштабной шеринг-услуги — дорогое удовольствие. Для владельцев ТРЦ это прямые затраты на запуск и последующую поддержку проекта, для арендаторов — затраты, связанные с интеграцией и внедрением, перестройкой уже устоявшихся бизнес-процессов.

Наиболее крупный пример реализации принципов совместной экономики в торговой недвижимости — традиционный фуд-корт. Формат из 5-20 ресторанов, использующих единый зал, довольно эффективен. Кроме того, в ТРЦ часто встречаются сервисы по непродолжительной аренде детских колясок, стульчиков для кормления, тележек в гипермаркетах. Кроме того, на международной арене ИKEA и Аsos запустили виртуальные маркетплейсы, где у людей есть возможность продавать использованную продукцию, тем самым поднимая траффик сайтов. Торговые центры тоже могут воспользоваться такой схемой, тем самым становясь платформой для шеринга и увеличивая посещаемость своих интернет-ресурсов.

Ретейлеры в свою очередь могут доставлять товары с помощью каршеринга. В России подобная модель начала существовать во время пандемии, когда cпециально выделенные автомобили каршеринга «Делимобиль» с курьерами доставляли продукты из магазинов «Пятерочка». Это была временная акция, но, возможно, такой подход будет использоваться в будущем и для других участников рынка, например, торговых центров.

Но пока шеринг в ТЦ многие считают сугубо столичным явлением. Во-первых, из-за конкуренции: в Москве десятки ТРЦ, и если кто-то из них отстанет от коллег в плане сервисов и технологий, может потерять аудиторию и долю рынка. Во-вторых, из-за тех же денег: в регионах публика не так притязательна и не столь богата, как в столице, поэтому региональные ТЦ не инвестируют в шеринг — для них это «столичное излишество». Не говоря уже о том, что во многих регионах до сих пор распространены ТЦ формата «рынок под крышей». Их собственники о шеринге даже не думают. Все это снижает общие объемы вложений в развитие сервисов в ТЦ. Да, безусловно, есть фуд-корты или пункты выдачи заказов. Но это далеко не тот прорыв, о котором говорят многие эксперты. Глобальных изменений по причине шеринга в торговой недвижимости пока никто не ждет.

Эту гипотезу подтверждают и авторитетные аналитики. В отчете PwC под названием The Sharing Economy  представлено пять ключевых секторов, за счет которых будет расти «шеринговая» экономика. Это тревел-индустрия, каршеринг, финансы, рекрутмент (поиск персонала) и медиасервисы.

И пока другие отрасли бизнеса продолжают терпеть неудачи на поприще шеринга (а некоторые и вовсе не имеют представления о том, что это такое), эти пять направлений становятся фундаментом экономики совместного потребления. И в ближайшее время торговые центры вряд ли станут с ними в один ряд.