За последний год Россию покинули два  крупных европейских ретейлеров: сеть гипермаркетов электроники Media Markt и сеть гипермаркетов DIY «К-раута». Кроме того, о планах свернуть работу в России заявила в конце ноября сеть Castorama. Причины у каждого из этих исходов свои. Но последствия общие — без работы остались тысячи людей, что неизбежно отразится на отечественном рынке труда.

Первой, в феврале этого года, российский розничный рынок покинула сеть «К-раута». Для Петербурга это событие стало довольно резонансным. Но в масштабах страны его мало кто заметил, учитывая небольшие размеры бизнеса этой компании за пределами Северо-Запада.

Гораздо серьезнее ударил по рынку уход немецкой компании Media Markt, которая была весьма конкурентной на всей территории России в сегменте электроники и бытовой техники. В прошлый экономический кризис 2008 года она зашла во многие города в качестве «якоря» ТРЦ «МЕГА», а позже и в METRO Cash and Carry. По всей России были созданы дополнительные рабочие места, бизнес получил новые денежные вливания, а города — налоговые поступления.

Но 10 лет спустя картина иная: компания спешно закрывает свои магазины, банкротит ООО, быстро продает свои активы конкуренту «М.Видео» и устраивает большую распродажу товарных запасов, которые отказался забирать новый собственник. Официальная причина — ошибки в бизнесе.

А что произошло со штатом Media Markt? «М.Видео» в одночасье отказалось от всех офисных сотрудников и от половины консультантов торгового зала, заявив, что в их услугах не нуждается. Причем сотрудники офисов даже не получили отступные. Новый собственник просто уведомил людей о том, когда будет их последний день работы. И все.

Похожая история произошла и с сетью Castorama. Это изначально французский бренд, который пришел в Россию в 2006 году, после того как его выкупила английская группа Kingfisher. Castorama не вела агрессивную политику развития, но долгое время, по ее собственным оценкам, занимала почетное 2-е место по оборотам на российском рынке DIY после французской «Леруа Мерлен».

Почему собирается уйти Castorama и почему это произошло так внезапно? Я несколько лет руководила проектами развития в этой компании и поддерживаю отношения с коллегами до сих пор, поэтому знаю, что причина не столько в экономике, сколько в политике. Не последнюю роль в этом решении сыграли напряженные политические отношения между Россией и Великобританией. После введения санкций в 2014 году в России был открыт лишь один новый гипермаркет Castorama и завершен еще один старый долгострой. Это все. Акционеры компании, похоже, не хотят рисковать дивидендами. Им проще вывести бренд из России, чем развивать его в такой непростой ситуации.
На закрытие восьми арендованных гипермаркетов в России и распродажу остатков отведено полгода. Уже сейчас в спешном порядке увольняют офис Castorama. На очереди работники торгового зала и другие сотрудники.

Все это неизбежно отразится на российском рынке труда. Здесь уже предложение квалифицированных специалистов превышает спрос. Рынок перенасыщен топ-менеджерами, менеджерами в области недвижимости, стройки, закупок, логистики. Даже после кризиса 2014 года не было столько безработных из ретейла, сколько сейчас. Зарплаты в сегменте постоянно снижаются.

Возможно, исход иностранных ретейлеров из России описанными эпизодами не ограничится. Сложно сказать, кто будет следующий. Возможно, «Ашан», который тратит безумные деньги на ребрендинг при существенных операционных убытках. А может, какая-то другая сетка. Возможно, кто-то скажет: ну и хорошо — будем развивать свою торговлю. Я не против. Но не стоит забывать, что присутствие иностранных сетей на нашем рынке — как индикатор его здоровья. Это не только вливание иностранного капитала в нашу экономику, но также европейский опыт и высокие стандарты ведения дел в четком соответствии с местным законодательством. Когда это понимаешь, радости от ухода иностранцев не испытываешь.