У продажи лекарств через Интернет есть масса плюсов — говорится об удобстве для потребителя, об экономии времени — все это, безусловно, ценность. С моей точки зрения, главная ценность, о которой нужно говорить, — это здоровье. Говорить о лекарствах как о самой обычной категории товаров, которые можно продавать через Интернет, совершенно неверно.

Большинство людей из-за своего собственного невежества не могут правильно принять решение, не могут понять, получат они пользу от приема лекарств или вред. Во главе угла должен стоять врач, в связке с ним аптека, а то, каким образом человек получит лекарства, вообще дело третье. На этом этапе он должен получить гарантированно качественный препарат. На сегодняшний день я не вижу, кто обеспечит в Интернете качество лекарственных средств. Я уверен, что через несколько лет рынок захлестнет контрафакт и мы будем все отгребать в обратную сторону.

Курьеры-фармацевты
Лекарственная помощь подразумевает ответственность. В Европе фармацевтическое образование дорогое, фармацевт, отпустивший лекарство неверно, рискует потерять свой диплом. А потеряв диплом, он лишится заработка и привычного уровня жизни. В нашей системе эта ответственность размывается. Она размывается в аптеках, потому что качество подготовки фармацевтов становится все хуже и хуже. Надо это признать. Теперь мы и дальше будем размывать его курьерами (законопроект о дистанционной торговле лекарствами был принят Госдумой в первом чтении в 2017 году, одна из поправок ко второму чтению предусматривает, что доставку лекарств на дом разрешат только фармацевтам. — Ред.).

Что это означает? В машине с продуктами поедет пакет с лекарствами, потом этот пакет будет передан еще кому-то. Сколько таких передач будет — никто не знает и проконтролировать не сможет. Сегодня, если вы купили лекарство в аптеке и передумали, вы не сможете его вернуть. Фармацевт не имеет права принять его назад. Это сделано для того, чтобы обеспечить высокий уровень качества. За лекарство, которое покинуло территорию аптеки, фармацевт отвечать не может. Из опыта: 10% лекарств, которые заказываются через сайт, остаются не востребованными. Когда будет легализована интернет-доставка лекарств, куда пойдут эти препараты? Ввести их в систему заново нельзя, и они пойдут в нелегальный оборот.

Ведение обязательной маркировки лекарств ситуацию не улучшит. Достаточно посмотреть на то, с какими нарушениями продается алкоголь, несмотря на систему «ЕГАИС» и акцизные марки. Добросовестную аптеку и добросовестного производителя при помощи маркировки они смогут проконтролировать. А как контролировать упаковку лекарств, привезенную из ближнего зарубежья? Вы думаете, таких нет сейчас на рынке? Да полно! Периодически в СМИ вылезают такие инциденты: то «Аликапс» поддельный найдут, то другие лекарства. Открывая двери Интернета, нужно подумать, как обезопасить наших граждан и от подделок. Что туда хлынет, мы не знаем.

Конкуренция с оптом
Обычная аптека не сможет конкурировать с оптовиком, который решил заняться продажами лекарств через Интернет. Я не вижу в этом ничего страшного. Наша задача переделать свой сайт таким образом, чтобы он был интересен потребителям. Цена — это не единственный фактор, по которому человек принимает решение, где купить товар. Если мы не можем конкурировать ценой, нужно работать над тем, чтобы сайт был интересный, чтобы человеку хотелось туда заходить.

Фармацевтическая розница не боится интернет-торговли. Мы будем участвовать во всех этих процессах, будем расширять свои виртуальные полки. Да, у нас пока таких компетенций не очень много, но рано или поздно мы их наработаем, если захотим выжить на этом рынке. Будем развивать сопутствующие услуги. В сети «Ригла» мы хотим сосредоточиться на услугах помощи пациентам: фармацевтической помощи, услугах по помощи в записи к врачу, хотим усиливать свою профессиональную компетенцию. У Ozon другие профессиональные компетенции (осенью 2018 года маркетплейс Ozon начал продавать на своем сайте лекарства, которые можно получить с доставкой на дом курьером. — Ред.).

Рынок развивается так, что розница и интернет-торговля начинают сближаться, дистрибуция и розница начинают сближаться. Аптечные сети открывают склады, переходят на прямые контакты, заходят на территорию оптовика. Оптовики заходят на нашу территорию. Через какое-то время не будет ни розницы, ни опта, будет одна организация, которая будет торговать как офлайн, так и онлайн. Тот, кто будет это делать лучше, тот и выиграет. При этом мы все-таки не должны допустить вакханалии с точки зрения качества предоставляемых услуг и качества товара.

По мотивам выступления на конференции «Интернет-торговля лекарственными препаратами»