Последние несколько лет российский ресторанный бизнес и индустрия развлечений развивались рекордными темпами, осваивались новые концепции и форматы. В частности, если говорить про Москву, то район Патриарших прудов постепенно превратился в один из самых посещаемых гастрономических точек столицы, а территории бывших заводов трансформировались в культурно-развлекательные кластеры различных направлений.
Некоторые из ресторанных проектов успели получить широкую известность как за пределами столицы, так и на международном уровне. К примеру, в престижном ежегодном рейтинге The World’s 50 Best Restaurants по результатам 2019 года – два ресторана из Москвы. В расширенной версии рейтинга «100 лучших ресторанов мира» – еще три ресторана из России. А проекты известных московских рестораторов открываются и в самых популярных точках мира, и в российских регионах.
Но 2020 год внес значительные коррективы в отрасль. И в прошлом году в Москве открылось на 30% меньше ресторанов и кафе, чем годом ранее, сообщают аналитики одной из международных консалтинговых компаний. По их данным, если судить по темпам появления новых заведений в столице, ресторанный бизнес откатился к уровню 2017 года. А количество закрытых ресторанов и кафе в минувшем году на 35% превысило аналогичный показатель 2019 года, подсчитали аналитики уже другой консалтинговой компании.
Так каким будет дальнейший вектор развития ресторанного бизнеса? Какие форматы заведений будут наиболее востребованы и почему? Как адаптироваться и вести бизнес в условиях продолжающейся пандемии? Какие антикризисные меры эффективнее всего? И какие инструменты, технологии и готовые решения существуют сегодня на рынке, которые помогут не только удержаться на плаву, но и сделать шаг вперед в преодолении последствий коронакризиса?
Об этом и многом другом поговорим на конференции газеты «Ведомости» «Ресторанный бизнес: стратегии и тактики». С ведущими игроками рынка обсудим, почему у одних проекты выстреливают один за другим, а у других даже значительные финансовые вложения и, казалось бы, хорошо просчитанный бизнес-план – отнюдь не гарантия успеха и что-то изначально или со временем идет не так. Также где найти дополнительные возможности для финансирования, как привлечь и удержать потребителей услуг и выиграть в борьбе за клиента, ставшей актуальной как никогда на фоне тотального падения покупательской способности населения.
30 сентября
09:30 - 10:00 Регистрация, приветственный кофе
10:00 - 11:00 Public-talk. Кризис 2020-го: Поиск дополнительного финансирования и других возможностей для бизнеса
2020 год стал одним из самых непростых для всех секторов экономики, в особенности для сегмента малого и среднего предпринимательства, куда входит и ресторанный или любой другой досуговый бизнес. Несмотря на то что были разработаны программы государственной поддержки предпринимательства: субсидирование, предоставление льготных условий по кредитам, налоговые и надзорные каникулы, – у представителей бизнеса, внезапно столкнувшихся с непредвиденными испытаниями, связанными с жесткими коронавирусными ограничительными мерами, остается много трудностей и нерешенных болезненных вопросов, и компании вынуждены пересматривать свои стратегии и искать дополнительные возможности, чтобы сохранить бизнес и не пойти по худшему сценарию развития событий, вплоть до вынужденного закрытия. Так, по данным международных консалтеров[i], на главных «ресторанных» улицах в центре Москвы количество пустых помещений продолжает увеличиваться – с 7,3% в конце 2019 года до 13,6%, и их доля будет только расти. По прогнозам, к середине 2021 года она может увеличиться до 16%. Наблюдается самый высокий уровень падения спроса на аренду площадей под заведения общепита за последние четыре года, рестораны массово закрываются, и их места начинают занимать продуктовые магазины.
Как найти выход из сложившейся сложной ситуации? Господдержка, банковский кредит, налоговые каникулы или что-то еще? Куда идти, к кому обращаться, как получить? А надо ли и какова цена вопроса?
Темы для обсуждения
- Государственная поддержка бизнеса:
– Каких мер поддержки не хватает сегодня малому и среднему бизнесу в сегменте ресторанов и индустрии развлечений?
– Насколько эффективны существующие финансовые и нефинансовые механизмы поддержки и как их получить? - Банковские финансовые инструменты и сервисы для МСБ. Какие дополнительные инструменты помогут расширить возможности бизнеса и станут драйверами роста?
11:00 - 11:30 Кофе-брейк
11:30 - 13:00 Дискуссионная панель 1. «Хлеба и зрелищ». Вектор развития – 2021/22
Некоторым предпринимателям все же удалось даже в кризис найти возможности для масштабирования своего бизнеса либо и вовсе только сейчас получить толчок к созданию своего дела. Таким образом, на месте закрывшихся заведений — к примеру, если говорить про Москву, то в районе «Патриков», Большой Никитской улицы и прилегающих к ней переулков – тут же появляются новые. И нельзя утверждать, что в 2020-м процесс открытия ярких, уникальных гастропроектов, небольших ресторанов, различных баров и кафе остановился совсем.
Кроме того, не так давно стало известно о приходе в Россию легендарного ресторанного рейтинга «Мишлен», которого ждали действительно давно. Данное событие, конечно, является знаковым не только для ресторанной индустрии, но и для всей туристической отрасли страны и дает особый толчок к дальнейшему развитию. Каким же он будет – этот новый виток? Каков общий настрой у ресторанного бизнеса и индустрии развлечений на ближайшую перспективу? Дальше – больше и лучше? Какие форматы выживут, а какие уйдут в прошлое? А какие новые концепции появятся и наберут обороты? Как в целом трансформируется отрасль и в каком направлении будет развиваться дальше?
Темы для обсуждения
- Как развивать ресторанные и другие проекты из индустрии развлечений в 2021/22-м? Ключевые тренды.
- Антикризисные решения. За счет каких технологий и сервисов возможно получить дополнительный импульс для дальнейшего развития и трансформации?
- Какие заведения в Москве и по каким критериям могут удостоиться мишленовских звезд?
- Основные факторы успеха ресторанных и культурно-досуговых проектов. Каким правилам необходимо следовать в нынешних реалиях?
- Особенности региональных проектов. Как развивать и на что делать упор при открытии заведений за пределами Москвы?
- Франшиза vs проект с нуля?
- Культура питания и последние тенденции. Что наиболее популярно и на чем сейчас делать акцент при формировании концепции заведения?
- Уроки пандемии, или подушка безопасности для владельца бизнеса. Какие антикризисные стратегии и меры необходимо иметь в запасе на случаи форс-мажора? Важные выводы и рекомендации.
14:00 - 15:30 Дискуссионная панель 2. «Клиент всегда прав», или Как выиграть в борьбе за потребителя
Мир стремительно меняется, вместе с тем меняются и предпочтения общества. Что было модно вчера, сегодня, вполне вероятно, может потерять свою актуальность. Специальные мероприятия, акции, реклама, промокампании, искусственный ажиотаж вокруг закрытости заведения и доступности его только для круга избранных и многое другое. Какая политика в отношении привлечения и работы с гостями заведений является наиболее оптимальной и работающей здесь и сейчас? И каким должно быть современное заведение, чтобы гости туда возвращались постоянно и рекомендовали его другим?
Темы для обсуждения
- Как меняются предпочтения потребителей?
- Сегменты «премиум», «мидл» и «масс-маркет». Особенности форматов и подходов к работе в данных категориях.
- Новые форматы и концепции. Как создать уникальное предложение на высококонкурентных рынках и чем удивлять искушенную московскую публику?
- Персонализация и программа лояльности. Сколько стоит построить эффективную систему лояльности?
- Как работать с негативной обратной связью от клиентов?
- Выход на целевую аудиторию через партнерские каналы. Как это работает?
- Качество сервиса, создание атмосферы и работа с персоналом: обучение и борьба с текучкой кадров. Что делать?
16:00 - 17:30 Мастер-классы. Инновации в развитии и поддержании бизнеса. Оптимизация бизнес-процессов
Высокая конкуренция и постоянно меняющиеся тренды требуют свежих идей, технологий и инструментов в любом бизнесе, в том числе в ресторанном и культурно-досуговом. Какие технологии сейчас активно применяются в этом направлении, какие сервисы доступны, как они устроены и как работают? И какова их эффективность?
Темы для обсуждения
- Ресторанный маркетинг и маркетинговые инструменты, которые помогут подчеркнуть преимущества. На что стоит обратить внимание и потратиться?
- Как продвигать рестораны и культурно-развлекательные заведения через социальные сети?
- IT-сервисы и решения по автоматизации бизнес-процессов. Оценка эффективности.
- Мультиканальность и доставка еды из ресторана:
– Механизмы для ускорения работы с онлайн-заказами.
– Собственная служба доставки или работа с агрегаторами?