Сеть универмагов Debenhams объявила о банкротстве. В истории британской торговли сеть Debenhams — старейший бренд, возникший на месте учрежденного в 1778 году Уильямом Кларком магазина тканей и различных аксессуаров. Своим названием марка обязана имени Уильяма Дебенхэма, ставшего партнером Кларка в 1813 году.

В середине XIX века именно Debenhams стала активно заниматься дистанционной торговлей, используя каталоги продукции и почтовую доставку товаров. Постепенно бизнес сети вышел за рамки Великобритании, а офисы компании открылись в Китае и некоторых африканских странах. В начале XX века торговые точки сети превратились в большие универмаги, пришедшие на смену небольшим магазинчикам. Компания активно скупала многие торговые предприятия Лондона, которые только к 1977 году были постепенно переименованы в Debenhams.

60-90-е годы XX века стали временем расцвета Debenhams. Активное сотрудничество с модными дизайнерами и выпуск актуальных коллекций одежды принесли компании невиданный успех. Burton Group, впоследствии известная как Arcadia и управлявшая 2,8 тыс. торговых предприятий, приобрела сеть в 1985 году. Впоследствии сеть была выделена в отдельный бизнес, а ее акции с 1998 года вновь получили ход на фондовом рынке.

В последние годы сеть Debenhams не могла уверенно конкурировать с онлайн-торговлей, закончив 2018 год с убытками на £491 млн. Внешнее управление и попытка реструктуризации, начавшаяся в 2019 году, не принесли успеха из-за пандемии и локдаунов. Поиск нового покупатели так ничего и не дал, а переговоры с брендом JD Sports Fashion, одним из акционеров компании, закончились срывом. В итоге фирма FRP Advisory, занимающаяся внешним управлением, сообщила о ликвидации сети.

В «дикую среду», после того как было публично обнародовано заявление о закрытии сети, сайт ретейлера не справился с наплывом клиентов. Распродажа, устроенная после того, как британцы целый месяц сидели по домам, привела к тому, что фирма была вынуждена ввести практику виртуальных очередей на своем сайте. Надежды на спасение сети почти не осталось.

Итого, что мы видим? Бизнес более чем с двухвековой историей, не сумевший адаптироваться к стремительным изменениям 2010-х годов, последней каплей для падения которого стала пандемия.
Не значит ли это скорый закат универмагов в России как класса?

Могу уверенно сказать: «Нет, потому что это совершенно разные истории». Во-первых, мы не видим упадка универмага где-либо в мире, а говорим об одном конкретном бизнесе. Те же Galeries Lafayette или Stockmann в Европе продолжают работать. Во-вторых, универмаги в России — история настолько молодая, что пока можно говорить только о развитии, но никак не о «конце эпохи». Ярмарки, pop-up форматы российских дизайнеров и большие универмаги — явление, которому нет и 20 лет, а большинству проектов — и 10.

Кроме того, текущий кризис и перераспределение потребления скорее сыграют на руку этому формату — покупатель, который ищет альтернативу внезапно подорожавшим привычным брендам, обращает свой взгляд на русских дизайнеров и доступные зарубежные марки, удачно собранные в одном месте. Условно — раньше вы были готовы потратить 15 тыс. на платье в магазине Х, но из-за смены валютного курса теперь это же платье стоит 25 тыс. Вы решаете поискать альтернативу и вспоминаете бренд Y от молодого петербургского дизайнера. А потом, когда едете на примерку, обнаруживаете, что он такой не один. И решаете убить двух зайцев сразу — и деньги сэкономить, и русскую моду поддержать. Насколько будет успешен каждый отдельный проект — конечно, вопрос уже другой, но как класс универмаги в России имеют еще очень и очень