Тема формирования и развития благоприятного делового климата становится все более популярной у российских властей. Даже сложно оценить, насколько это может быть хорошей новостью для бизнеса. Ведь у нас как: чем меньше власти о тебе знают и думают, тем жить спокойнее и безопаснее.

На днях выступил с законодательной инициативой и наш президент: о внесении изменений в целый ряд статей Уголовного кодекса. В пояснительной записке прямо указывается, что целью данных изменений является все то же улучшение делового климата и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности. Президент предлагает ввести возможность прекращения уголовного преследования (читай: следствия) предпринимателей по целому ряду статей УК, связанных в том числе с невыплатой заработной платы, пенсий, пособий и «иных выплат», со злоупотреблением полномочиями в сфере предпринимательской деятельности, а также с нарушением авторских прав, патентов, кредитных обязательств, если обвиняемый полностью возмещает ущерб. И это правда хорошая новость. Если стороны договариваются, ущерб компенсируется, то и уголовная ответственность не наступает.

Что не очень радует в данном законопроекте, так то, что его целью в пояснительной записке также указывается «создание дополнительных (!) гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования». И проблема тут не столько в том, что не хватает неких «основных» гарантий, сколько в большом количестве случаев захвата или фактического уничтожения бизнеса. Авторы законопроекта так и пишут, что хотят ввести норму, согласно которой при производстве следственных действий по делам, связанным с предпринимательской деятельностью, запрещается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению этой самой деятельности. В том числе это относится к изъятию материалов и электронных носителей информации.

Правомерно возникает вопрос: почему сейчас эти меры осуществляются? Каким образом будут впредь обосновываться эти меры? И кто будет отвечать, если меры будут применены, обоснования внятного (и что это такое?) не будет, а бизнес закроется? Мы знаем много случаев, когда следственными органами разных мастей при обвальном обыске изымаются документы «россыпью», без описи, просто пакуются в мешки и вывозятся. Также нередки случаи изъятия компьютеров и тех самых носителей (если, конечно, найдут) без какого-либо основания. Почему сейчас это возможно и станет менее возможным после принятия данного закона?

При всей вербальной заботе властей о деловом климате в стране легче вести бизнес не получается, тем более легально. Законотворчество все более противоречиво и непредсказуемо, а иногда и попросту вредно. В основном принимаемые в последние годы законы что-то запрещают, внедряют дополнительные штрафы, а не регламентируют. Правоприменение тоже не внушает оптимизма: любой бизнесмен знает, если пожаловала проверка, она закончится в любом случае штрафом, вопрос только в размере (о том, какую штрафную нагрузку испытывает бизнес как работодатель, читайте здесь. – Ред.). Плюс к этому высокая налоговая и административная нагрузка.

Глава ФНС громко заявляет о решительном снижении количества проверок, скромно обходя стороной собираемые с бизнеса бюджетом суммы штрафов, которые с каждым годом растут в разы. Не говоря уже, по сути, о мародерской банковской системе. Кредиты бизнесу – под 16-17% годовых, и то, если дадут. Какой бизнес нужно иметь, чтобы отбивать свои расходы, включая растущие комиссии тех же банков, платить немалые налоги и отдавать банку еще почти пятую часть? Закрытие счетов по 115-ФЗ и великодушная разблокировка за комиссию в 10-17% суммы на счете. Сейчас еще динамику в процесс внесет увеличение ставки НДС до 20%. Центробанк уже, кстати, открестился от последствий в виде роста инфляции: мол, не мы увеличили налог, так что, возможно, инфляция с нашего якоря слетит.

И вопрос уже не столько в профессионализме участников команды, многие годы управляющей страной, и не в замыленности взгляда народных избранников, придумывающих правила жизни для всей страны.