Я помню пост возмущения (кажется, в Facebook) одной барышни, которая получила тюбик косметического средства (кажется, от Ozon или Wildberries) в гигантской коробке и еще куче пакетов. Это было неэкологично и совсем не sustainable. История умалчивает, насколько гневным был бы пост, если бы тюбик оказался поцарапанным или помятым, но это и не суть. Суть в «искажениях потребления».

Ведь по сути генератором мусора — коробок и пластиковых пакетов — выступил не магазин, а сама барышня. Сделав заказ онлайн, она выбрала самый неэкологичный способ потребления. Ведь можно былой дойти пешком до косметического магазина и купить... нет, не то же самое, но то, что предлагает магазин, — и это куда более sustainable. Ведь не возникает ни «последней мили», ни лишней упаковки.

Хотим заботиться о сокращении мусора — это не сложно. Достаточно отказаться от онлайн-покупок, приобретения фасованных продуктов (развесные могут завернуть в бумагу или положить в бумажный пакет), начать ходить в магазин со своей сумкой. Это простые решения, которые дадут свой эффект. Но именно это оказывается невероятно сложным барьером. Подобные мелочи реализовать сложнее, чем какие-то глобальные инициативы. Потому как они не показательны, но требуют серьезной смены привычек.

Конечно, глобализация и трансграничная торговля прекрасны, а доставка домой невероятно удобна. Но нельзя называть свой образ жизни «экологичным», если ты просто постоянно сортируешь мусор, который появляется на 80% благодаря твоему же поведению. Ведь в магазине рядом нет того, что хочется, картонная коробка дороже пластиковой, а покупать с витрины нет времени. Зато сортировка мусора показательна — можно подать пример или высказать возмущение теми, кто не следует твоему примеру. Авоська для этих целей подходит хуже.

К сожалению, вопросы экологии невозможно решить на пустой желудок. И как только выясняется, что за более экологичный продукт или способ его доставки до потребителя надо платить, да еще и немало, позыв заботы о природе быстро угасает. Но, к сожалению, словом природе не поможешь. Только делом. Поэтому перспективы «экожизни» пока и туманны. Все знают «как»! Все рассказывают «как»! Вот только системно к перестраиванию своей жизни ради светлого и экологичного будущего подходят лишь единицы.

Конечно, с одной стороны, нашу экологическую инициативу ограничивает и пандемия, породившая небывалый спрос на услуги той самой электронной коммерции. Но пандемии проходят, а привычки — изменятся ли они? Откажемся ли мы от неэкологичного, но удобного потребления в пользу осознанного? Пока это очень сомнительно. Спасет, наверное, налог на пластик.

Другие колонки Сергея Славинского