Наша компания, так уж получилось, растет на проблемах других. В 2008 году была схожая ситуация, когда у компаний были огромные нераспроданные остатки одежды, а для нас есть внутренний мотив: чтобы хорошо продать, надо хорошо купить.

Сначала в России была теплая зима, из-за чего было много нераспроданных коллекций, теперь мы полностью прошли весну, и весеннюю коллекцию уже никто не покупает: торговые сети все закрылись, продажи одежды и обуви упали на 95%. Fashion-рынок плавно входит в лето, а летом всегда очень сильно падает средний чек, потому что вместо курток и дубленок люди покупают трусики и маечки.

Увольнения все же будут
Я очень хочу верить, что после 30 апреля не будет массовых увольнений, но, к сожалению, увольнения все же произойдут. После чего люди затаятся у себя на дачах и будут считать каждую копейку. Сколько будет уволенных по стране — 30 или 40%, не мне судить (хотя у меня очень пессимистичный прогноз), но все это очень сильно ударит по нашей fashion-индустрии.

У нас есть офлайновые магазины, и они у нас закрыты. Мы испытываем те же проблемы, что и другие одежные сети. Но с другой стороны, у нас основной бизнес — онлайновый. И те 120 человек, которые трудились в наших 10 офлайновых магазинах, переведены на работу на наш склад. И это был фантастический ход, потому что мы таким образом сэкономили на аутстаффинговом персонале, трудоустроили своих сотрудников, платим им зарплаты и премии. Конечно, их не так просто на склад доставлять, но мы оплачиваем комбинированные такси, которые возят на работу по несколько сотрудников.

Мы в целом после 25 марта не просели
В онлайне трафик растет. У нас были очень хорошие продажи до 16 марта, потом с 16 по 25 марта люди достаточно легко все воспринимали, и тоже было нормально. А после 25 марта одежда в онлайне очень сильно упала, поэтому мы быстро приняли решение уходить в мультикатегорийность. Мы видим запрос на товары для дома, фитнеса, они растут больше чем на 100%.

Но в целом продажи в нашей компании после 25 марта не просели, у нас товары в категории home выросли в 2 раза. По одежде разная ситуация, есть и категория люкс, есть и масс-маркет. В масс-маркете падение примерно 15%, в люксе, как и у всех, творится катастрофа.

Что такое бесконтактная доставка?
Мы следим за поведением потребителей очень внимательно, у нас работают аналитики. Но в России, как минимум у наших клиентов, бесконтактная доставка не сильно востребована. Во-первых, непонятно, что такое бесконтактная доставка. Здесь нужно определиться в понятиях. Это значит — бросил пакет и отбежал на три метра? Или этот пакет, что не трогали на складе? Или он висел в воздухе в машине и до него не дотрагивался водитель? Бесконтактная — это как? Речь идет о контакте человека с человеком или с товаром? Мы знаем, что коронавирус передается через поверхности.

Сейчас у нас большая очередь поставщиков
Если раньше мы бегали за нашими поставщиками и убеждали продать нам остатки товаров, то сейчас у нас большая очередь и мы просто не успеваем интегрировать всех желающих.

Мы вышли на рынок FMCG, и уже сейчас продажи товаров, не относящихся к категории fashion, достигают 30%. И я думаю, что эта доля быстро вырастет до 50%. Хотя у нас название компании — KupiVip, и в нашем ДНК — это продажа брендов. Мы не будем спускаться до продажи дешевых пылесосов и гречки. Если мы говорим про продукты питания, то сейчас мы наращиваем и выводим категории товаров для здорового образа жизни, здорового питания.

Мы все делаем для того, чтобы пережить лето, не прибегая к помощи наших инвесторов. Потому что с осени мы, используя нашу бизнес-модель (хорошие вещи с очень большими скидками), начнем жирный для нас сезон.

Из выступления на online встреча «Как ретейлу пережить кризис», организованный компанией Retail Today.