Familia работает на рынке best price. Это специфическая бизнес-модель. Мы регулярно покупаем стоки всей розницы, неполные размерные ряды. И основная идея заключается в том, что мы должны каждый день обеспечивать разнообразие брендов в магазинах. Каждый день — новый товар. Это все приводит к огромной неопределенности, потому что мы не знаем, что купим завтра и купим ли.

Но для покупателей поход в наши магазины — это увлекательная игра, такой поиск сокровищ. Заходя в магазин, он даже может не понимать, что хочет купить, но, находя какую-то брендовую вещь с большой скидкой, покупает ее. Это всегда азарт!

Огромная неопределенность
Для компании процессы закупки и управления ассортиментом базируются на огромной неопределенности, в связи с чем необходимы инструменты, которые могли бы работать в таких условиях и быть гибкими, быстрыми, скоростными, максимально оперативно реагировать на изменения в магазине. И один из ключевых инструментов для управления товарными остатками в магазинах и на складах — это система распределения ассортимента.

Мы пытались рассматривать готовые инструменты, которыми пользуются обычные сети, но, к сожалению, нам это все не подходит. Потому что каждая новая поставка — это новая единица, новые данные. Мы прошли несколько этапов в построении этой системы. Начинали с «палки-копалки», то есть построения данных в Excel. 


   
Например, по словам мирового лидера off-price T.J. Maxx, основная сложность заключается в том, чтобы обеспечивать нужный товар в нужное время, а также в нужное место и по правильной цене. Соответственно, система, которая могла бы интеллектуально распределять этот товар и выяснять, где конкретная единица сейчас нужнее, стала бы огромной точкой роста. И наша компания работает именно над этим.
Мы пытались рассматривать готовые инструменты, которыми пользуются обычные сети, но, к сожалению, нам это все не подходит. Потому что каждая новая поставка — это новая единица, новые данные. Мы прошли несколько этапов в построении этой системы. Начинали с «палки-копалки», то есть построения данных в Excel.

Примерно в 2012 году мы начали разработку автоматической системы, она сначала работала по заранее разработанным поставкам, которые мы заводили и ожидали у себя на складе. Все хорошо, за исключением того, что по факту этого может не случиться, может быть пересорт или, например, пришедший товар уже неактуален и он нужен уже не в Москве, а в Петербурге. В связи с чем примерно в 2016 году мы начали разработку третьей по счету собственной системы, которая могла бы распределять товар в онлайн-режиме, в момент приемки его на склад.

Обеспечить пестрый зал товаров
Идея заключается в том, что мы распределяем каждую единицу, которая приезжает на склад, поэтому мы разработали различные алгоритмы, сейчас их около 20, а раньше был всего один. Сейчас мы уже учитываем размер, цвет, бренд, характеристики товара плюс.

Наша цель — обеспечить пестрый насыщенный товарами зал, куда человек приходит, и начинается игра.




Кроме того, специфика нашего бизнеса заключается в том, что есть запрет бренда на его продажу в наших магазинах. Поэтому система должна учитывать, что в одном магазине запрещен к продаже один бренд, в другом — запрещена товарная группа целиком, в третьем — мало места и вместимость не позволяет. Все эти параметры система должна учитывать. Наша цель — обеспечить пестрый насыщенный товарами зал, куда человек приходит, и начинается игра.

Мы стали активно расти
До 2016 года мы находились на одном уровне — около 100 магазинов. Сейчас мы растем очень активно, открывая по 30, 40, 50 магазинов в год.

В разработанной нами системе возникают, конечно, ошибки. Но это значит, что кто-то залез руками и что-то изменил. Однако сама по себе система работает прекрасно по тем алгоритмам, которые мы заложили. Никакого искусственного интеллекта, а самый что ни на есть естественный интеллект. Мы ее активно развиваем, добавляем новые факторы и алгоритмы.

Вообще, чем больше «пилишь», тем больше хочется «пилить». 




Параллельно с этой системой мы развиваем огромное количество инновационных проектов. В этом году мы впервые делаем бюджет в системе для финансо-товарного планирования TXT Retail совместно с «Корус». Связь годовых планов, ежемесячных цифр с актуальными планами распределения — это, наверное, следующий этап, который мы планируем дорабатывать, внедрять. Вообще, чем больше «пилишь», тем больше хочется «пилить».

Принципы системы распределения товаров в сети Familia
— Распределение каждой отдельной единицы online в момент обработки на РЦ
— Ежедневная актуализация детальных планов на каждый магазин
— Учет текущей потребности в магазинах
— 20 отдельных алгоритмов по специфическим группам и типам товара
— Учет свойств товара: бренд, ценовая категория, размер, цвет и т.д.
— Анализ наполненности, сезонности, запретов и ограничений
— Максимизация разнообразия товара в зале
— Отдельный алгоритм для наполнения новых магазинов
— Управление товаром на складе длительного хранения и «лишним» товаром на буферном складе