Если где-то убыло, наверняка где-то прибыло — так можно перевести на язык обывателя закон сохранения энергии. По этой причине падение посещаемости крупных моллов вовсе не означает отказ покупателей от шопинга. Обычно причина — в распределении спроса по новым каналам продаж и в формировании новых покупательских маршрутов.

Пешеходные потоки — одно из главных конкурентных преимуществ торгового центра. Самая бойкая торговля традиционно возникает вблизи станций метро, на транспортно-пересадочных узлах, в центре больших городов, а также на границах спальных районов. Но в последние годы ситуация несколько изменилась. Города продолжают активно расти вширь. За последние 10 лет за рамки внешних кольцевых автодорог вышли и Москва, и Петербург.

Новые жилые массивы требуют качественной торговой инфраструктуры. Ее приходится закладывать в проекты еще на этапе проектирования. Практика показывает, что коммерческих помещений на первых и вторых этажах жилых домов уже не хватает для удовлетворения спроса новостроек. Это побуждает девелоперов создавать в новых районах не просто коммерческую инфраструктуру, а многофункциональную недвижимость. Так, почти незаметно появились торговые центры в пристройках и в стиллобатах жилых домов, а также необычный формат — торговые центры под землей.

За хлебом — на лифте
Один из последних таких примеров — ТЦ «ФИЛИ ГРАД» в Москве в составе нового одноименного жилого квартала. Его общая площадь — 21,5 тыс. м2. Он расположен на двух подземных уровнях здания, а стеклянный купол ТЦ — это доминанта во дворе жилого комплекса, вокруг которой разбили прогулочную зону (в зимнее время, по задумке архитекторов, крыша может превратиться в каток).

ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.
ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.Фото предоставлено пресс-службой
ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.
ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.Фото предоставлено пресс-службой
ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.
ТЦ «Фили Град» (Москва) в составе нового одноименного жилого квартала.Фото предоставлено пресс-службой


Получается, что обитателям этого жилого комплекса достаточно спуститься на лифте, чтобы попасть в торговое пространство. Фактически это первый пример создания внутреннего пешеходного потока для ТЦ через удобные переходы в жилом комплексе, жильцы которого автоматически становятся лояльными покупателями. Я бы назвала этот тренд одним из маркеров того, что произойдет с рынком ТЦ в ближайшем будущем.

В этом есть много плюсов как для ретейлеров, так и для покупателей. Если проект внутриквартального торгового центра продуман на этапе проектирования квартала, девелопер может сам сформировать «артерии» пешеходных подходов к нему. По похожему принципу организовано и пространство транспортно-пересадочных узлов с торговой составляющей. Там «артерии» для пешеходов спрятаны от посторонних глаз и тоже организованы максимально удобно и безопасно.

Один из примеров такого МФК — многофункциональный комплекс TRIPLA в Хельсинки, который будет сдан в эксплуатацию в 2020 году. Это и торговый центр, и офисный комплекс, и транспортный терминал, и жилой квартал на 3 тыс. человек. По сути, это три настоящих городских квартала, соединенные искусственными пешеходными переходами в единое целое.

Многофункциональный комплекс Tripla в Хельсинки
Многофункциональный комплекс Tripla в ХельсинкиФото предоставлено пресс-службой
Многофункциональный комплекс Tripla в Хельсинки
Многофункциональный комплекс Tripla в ХельсинкиФото предоставлено пресс-службой
Многофункциональный комплекс Tripla в Хельсинки
Многофункциональный комплекс Tripla в ХельсинкиФото предоставлено пресс-службой
Многофункциональный комплекс Tripla в Хельсинки
Многофункциональный комплекс Tripla в ХельсинкиФото предоставлено пресс-службой


Европа уже ходит пешком
Есть в Европе и примеры уже реализованных проектов такого рода. Например, в одном из небольших канадских городов Миннеаполисе в результате комплексной застройки города коммерческая инфраструктура оказалась замкнута внутри так называемых Skyway — крытых пешеходных переходов между зданиями на уровне второго или третьего этажа.

Выглядят они слегка футуристично. Но Skyway уже стали достопримечательностью города. По ним удобно передвигаться по кварталу между домами и магазинами, не выходя на улицу, например, в непогоду. Более 12 км таких коридоров связывают между собой уже почти 80 городских кварталов. Люди там ходят пешком. Выходы оттуда есть в офисы и магазины, на остановки транспорта и в социальные учреждения. Внутри этих «коридоров» находится более 140 кафе и ресторанов.

Skyway - крытые пешеходные переходы между зданиями на уровне второго или третьего этажа в Миннеаполисе
Skyway - крытые пешеходные переходы между зданиями на уровне второго или третьего этажа в МиннеаполисеФото предоставлено пресс-службой
Skyway - крытые пешеходные переходы между зданиями на уровне второго или третьего этажа в Миннеаполисе
Skyway - крытые пешеходные переходы между зданиями на уровне второго или третьего этажа в МиннеаполисеФото предоставлено пресс-службой


Интересен и опыт Монреаля. Там есть подземная пешеходная магистраль — по сути, сеть пешеходных проходов, которая соединяет 1200 офисов, более 2000 магазинов, около 1600 жилых зданий, рестораны и кинотеатры. Сегодня это самый большой искусственный пешеходный переход в мире. Общая длина его тоннелей составляет 32 км.

Так что падение посещаемости крупных моллов — это не всегда отказ людей от шопинга. Иногда это признак формирования новых покупательских маршрутов. Изменение привычных форматов ретейла в «погоне за покупателем», желание постоянно быть ближе к своему покупателю приводит к тому, что торговля выходит за рамки привычных моллов и ищет свой путь.