За экономикой впечатлений — новой моделью потребления, когда товаром становится новый опыт и эмоции покупателя, — будущее, говорят экономисты. И я с ними согласен. Думаю, нет такой компании, которая бы не заметила изменений в поведении потребителей. Все больше клиентов ценят наряду с качеством товара или услуги еще и тот опыт, те яркие эмоции, которые они могут приобрести вместе с покупкой. Вещи перестали показывать статус, теперь это делают впечатления, которыми люди делятся друг с другом. А самые богатые впечатления, говорят экономисты, должны содержать в себе немного развлечения, эстетику, элементы обучения и ощущение ухода от реальности.  

В нашем ресторане проводится несколько шоу, все они были запущены в разное время: есть те, которые мы проводим с момента открытия ресторана, есть совершенно новые, основанные на новых технологиях, но в каждом из них есть те самые элементы, которые дарят гостям незабываемые впечатления.


Еще одно шоу — 3D Le Petit Chef. Не думаю, что у кого-то в России еще есть такая штука. Это анимация в жанре minimapping, когда поверхность стола оживает, из маленького люка на анимационной тарелке появляется шеф-повар и начинает творить кулинарные шедевры. 



Расскажу о некоторых из этих шоу. Начну с самого первого, которое появилось у нас более 20 лет. Речь о гастрономическом спектакле, действие которого разворачивается вокруг создания некоторых блюд, в частности стейка тартар. Вообще, существует множество версий появления этого блюда, начиная от обычаев кочевников класть кусок мяса под седло, а после нескольких часов езды есть практически готовое блюдо, вкус которого нуждался только в щепотке соли, до истории об одном из французских королей, который восхищался татарами и был уверен, что воинственными их делает сырое мясо и соленые огурцы, которые они ели, а потому ел и он. Но, как бы то ни было, тартар из экзотического блюда давно превратился в классику высокой кухни. Вроде бы все привычно: как известно, тартар представляет собой горку мелко порубленного свежего мяса, на которую выкладывается яичный желток, а в отдельных мисках подаются зелень, корнишоны, каперсы, горчица, вустерский соус, которые потом смешиваются в нужной пропорции. И вот вокруг этого создается спектакль: выезжает специальная тролль с ингредиентами, ваш покорный слуга готовит все здесь и сейчас, и при этом всегда остается интрига, потому что блюдо, несмотря на обманчивую простоту, не терпит ошибок. И шоу не было бы таковым, если бы речь шла только о готовке. Это еще и эстетический момент рождения нового блюда, и развлечение, потому что без интересных и занимательных историй не обходится, и в некотором смысле обучение, потому что стейк тартар рождается на глазах заказавших его гостей. Яркие впечатления гарантированы, все-таки шоу существует с 1996 года, и именно тартар все это время не теряет своей популярности среди наших гостей.

Еще одно шоу — 3D Le Petit Chef. Не думаю, что у кого-то в России еще есть такая штука. Это анимация в жанре minimapping, когда поверхность стола оживает, из маленького люка на анимационной тарелке появляется шеф-повар и начинает творить кулинарные шедевры. Это разработка бельгийской 3D mapping-студии Skullmapping. Когда мы ее первый раз увидели, то захотелось сразу же привезти ее в Россию. Мы были первыми, кто это сделал, и думаю, единственные. Разработка одного такого видео (а речь идет об анимации для трех блюд) занимает 4-5 недель, а переход от концепции до готового результата может занимать от 6 недель. Сложности такой анимации заключаются в большом количестве мелких деталей, которые требуют от разработчика улучшений, чтобы добиться максимально впечатляющего эффекта. И такой эффект достигается. Блюда, которые готовит 3D шеф-повар, — это целая история. При этом реальный повар готовит точно такие же блюда по соседству от гостей и потом подает их в конце анимационного действа. Гости пребывают в таком восторге, что сложно описать словами. Именно про это можно сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это шоу дает удивительный, ни на что не похожий опыт. 




Есть у нас и еще одно шоу, которое способно не просто удивить, но и приятно ошеломить гостей. Это сет из пяти классических европейских блюд, выполненных с использованием технологий молекулярной кухни. Как известно, молекулярная кухня строится на знаниях о химических и физических процессах при приготовлении еды и использовании их для достижения невозможного ранее результата: когда гости могут попробовать гранулированный суп, или жидкий хлеб, или фруктовую икру, или мороженое в виде пудры. Так вот именно такой молекулярный сет есть у нас в меню. Это отдельный перформанс, открывающий все грани кулинарной алхимии! Люблю наблюдать в этот момент за лицами гостей, ярче эмоции вряд ли когда можно увидеть.


С учетом того, что сегодня общество постепенно переходит в экономику впечатлений, стоит ожидать появления каких-то новых форм шоу в ресторанах.


Конечно, не все рестораторы могут позволить себе такое разнообразие различных шоу. Я думаю, даже если бы всего этого не было, все равно мы могли дарить гостям прекрасные эмоции своей кухней высочайшего класса и живой музыкой. Среди наших музыкантов опытные исполнители джазовой классики и участники знаменитых проектов «Голос» и «Песня». Живая музыка — признак хорошего тона. Музыка может заставить посетителя расслабиться, забыть о реальности (и это тот самый важный элемент, который ищут современные потребители) и провести в заведении как можно больше времени. Скажу, что даже есть определенный класс людей, которых можно назвать меломаны-гастрономы, — для них хорошая кухня и хорошая музыка неотделимы друг от друга.

Жизнь не стоит на месте. С учетом того, что сегодня общество постепенно переходит в экономику впечатлений, стоит ожидать появления каких-то новых форм шоу в ресторанах. Что это будет — сложно сказать, но в этом обязательно будет присутствовать желание приятно удивить гостей ресторана, показать им что-то новое и предложить высокое качество кухни и безупречный сервис.