Календарь введения маркировки и группы товаров:

  • Табачная продукция — 1 марта 2019 года
  • Обувь — 1 июля 2019 года
  • Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки — с 1 декабря 2019 года
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — 1 декабря 2019 года
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные товары — 1 декабря 2019 года
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек — 1 декабря 2019 года
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, — 1 декабря 2019 года
  • Шины и покрышки пневматические резиновые новые — 1 декабря 2019 года
  • Духи и туалетная вода — 1 декабря 2019 года


Под маркировкой подразумевается обязательное нанесение уникального кода на продукт или вещь, который считывается 2D-сканером. Благодаря этому коду и происходит отслеживание товара: от производителя до покупателя. В 2018 году была запущена Единая национальная система цифровой маркировки «Честный знак», разработкой которой занимался ЦРПТ, но в полную силу она заработает к 2024 году, когда маркировке подвергнутся все группы товаров. Первыми в этом году под маркировку попали сигареты, для их производителей и продавцов маркировка в обязательном порядке действует с 1 марта. Но у них было время протестировать систему с января 2018 года. За это время к «Честному знаку» присоединились более 3500 участников. В пилоте участвовали все крупные производители табачной продукции: Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, выпускающие 99% продукции.

Успешно протестировали оптовую торговлю два крупнейших дистрибьютора СНС и «Мегаполис», через которых реализуется более 88% табачной продукции. Приняли участие в пилоте и крупнейшие сети: X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит», «Дикси», а также представители несетевой торговли, подключившие более 5 тыс. онлайн-касс.

Новые правила маркировки табачных изделий
Новые правила маркировки табачных изделийФото предоставлено пресс-службой
Новые правила маркировки табачных изделий
Новые правила маркировки табачных изделийФото предоставлено пресс-службой
Новые правила маркировки табачных изделий
Новые правила маркировки табачных изделийФото предоставлено пресс-службой


Наиболее сложным был поиск технического решения для маркировки с учетом объемов и скоростей табачного производства. Совместно с партнерами мы наладили печать кодов достаточно быстро.

Процесс ввода маркировки для сигарет будет поэтапным и разбит на три временных периода: март 2019-го, июль 2019-го и июль 2020 года.

1

Что нужно сделать с 1 марта по 1 июля 2019 года?

Начиная с 1 марта все участники торговой цепи — от фабрики по производству сигарет до магазина, где они продаются, должны зарегистрироваться на сайте системы цифровой маркировки и прослеживания товаров, продаваемых в России, — Честныйзнак.рф.

После регистрации розничные магазины могут пройти тест, который покажет, насколько они готовы к работе с цифровой маркировкой и на что следует в первую очередь обратить внимание.

Сегодня регистрируются в основном представители мелкой и средней розницы: мы фиксируем восьмикратный рост к предыдущему этапу количества регистраций в системе маркировки с их стороны, то есть если в начале года мы получали 15-20 заявок в день, то за последние дни февраля среднесуточное количество находится в диапазоне 140-170 регистраций. Это и понятно, поскольку производители, оптовики и крупные ретейлеры зарегистрировались в системе в момент пилотного тестирования маркировки.

Наплыв компаний не должен вызвать трудностей. Для комфортной регистрации всех игроков рынка выделены технические мощности, необходимая безопасность системы обеспечена в полной мере. Напомним, что 1 ноября к ЦРПТ перешла система маркировки лекарственных препаратов от ФНС. Несмотря на высокую сложность задачи, «стыковка» прошла бесшовно и без сбоев.

2

Какие изменения произойдут с 1 июля 2019 года?

С 1 июля 2019 года производители сигарет должны маркировать каждую пачку цифровым DataMatrix-кодом. Цифровой код наносится на каждую пачку сигарет принтером в момент производства. Маркировка наносится на высоких скоростях — более 1 тыс. нанесений кода в минуту. После нанесения кода на пачку групповой код наносится на блок и далее на короб. Групповые коды позволяют получить данные о всех пачках, содержащихся в упаковке. Производство продукции идет с той же скоростью, что и до маркировки.

Поставка маркированных сигарет дистрибьютору напрямую от производителя будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.

Если пачка с маркировкой будет продаваться в магазине, то код должен сканироваться кассиром для передачи информации в систему «Честный знак». При этом розница сможет спокойно продавать пачки без маркировки в обычном режиме до 1 июля 2020 года.

3

Что изменится с 1 июля 2020 года?

1 июля 2020 года — первый день, когда на легальном рынке будут продаваться исключительно маркированные пачки. Производство, продажа, поставка сигарет без DataMatrix будет запрещена. То есть от регистрации 1 марта 2019 года и до запрета оборота пачек без маркировки пройдет около полутора лет.

4

Какие расходы несет ретейлер при переходе на новые условия работы?

Расходы для магазина складываются из двух факторов — обновление прошивки онлайн-кассы и, возможно, покупки 2D-сканера штрихкода. В зависимости от производителя онлайн-касс прошивка может быть бесплатной или стоить до 2 тыс. рублей. Многие кассы уже обновлялись в конце 2018 года в связи с переходом на новый формат фискальных документов и новую ставку налогообложения. Для таких касс новые обновления не потребуются.

Стоимость 2D-сканера на рынке варьируется от 3 тыс. до 10 тыс. рублей. Важно отметить, что если розничная точка торгует маркированным алкоголем, то дополнительный сканер приобретать не нужно, подойдет тот, который используется для считывания кода ЕГАИС. Большая часть розницы уже использует 2D-сканеры.

Также если в магазине используется кассовая или товароучетная программа, ее нужно будет обновить. Как правило, обновления бесплатные или предоставляются в рамках текущих подписок на обновления. 

5

Какая ответственность ждет тех, кто будет продавать немаркированную продукцию после 1 июля 2020 года?

Ответственность за продажу немаркированной продукции предусмотрена статьей 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от 50 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения
  • на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;


Согласно постановлению правительства №224 от 28 февраля 2019 года утверждены правила маркировки и оборота табачной продукции. Таким образом устанавливается ответственность с 1 июля 2019 года за продажу немаркированных сигарет, произведенных после 1 июля 2019 года.

Немаркированные остатки, произведенные до 1 июля 2019 года, могут продаваться беспрепятственно до 1 июля 2020 года. С этой даты ответственность за продажу немаркированных сигарет наступает в полном объеме. Так же прорабатываются дополнения и изменения в текущие требования КоАП.