Небольшой продуктовый магазин на первом этаже жилого дома, из персонала – один кассир. Несколько покупателей ходят между полок с товарами, в углу спит рыжая кошка. Таких магазинов  в нашей стране тысячи. Вот входит еще один человек – мужчина средних лет, в спортивном костюме. Смотрит по сторонам, идет в сторону полок с алкоголем. Включается аудио-объявление, и голос из колонок сообщает: «Уважаемые покупатели! Напоминаем вам, что кража товара является преступлением и влечет за собой серьезные последствия, от штрафов и до лишения свободы сроком до двух лет!» Мужчина останавливается, недоуменно оглядывается по сторонам. Кассир внимательно смотрит прямо на него. Сделав круг по магазину, мужчина выходит без покупок, и быстрым шагом удаляется.

Что произошло? Почему объявление включилось именно когда этот человек вошел в магазин? Это работает новая система предотвращения магазинных краж, основанная на технологии распознавания лиц. На входе в магазин установлена камера, передающая видео в простой компьютер, установленный тут же в магазине. Компьютер вырезает из видео лица, и отправляет их в центральную систему для сравнения с базой изображений людей, ранее уже совершавших правонарушения в любом из подключенных к системе магазинов. В случае обнаружения совпадения обратно возвращается команда включить аудиозапись.

Около года назад в одной из крупных торговых сетей, проводящей испытание системы распознавания лиц, произошел резонансный инцидент. Система ошибочно определила покупателя как одного из нарушителей, внесенных в список. Охранники задержали его, и удерживали несколько часов. Права человека были нарушены, он попал в очень неприятную ситуацию, был скандал, который попал в средства массовой информации. Бизнес вынес из этой ситуации урок, и вернулся с новым, более мягким, и что важно – профилактическим – решением.

И очень вовремя, потому что объем так называемого шоп-лифтинга, или по-нашему – магазинных краж – растет быстрыми темпами как в России, так и за рубежом. При этом магазины шаговой доступности обычно не имеют охраны, и задача контроля происходящего в торговом зале ложится на продавца. А даже если бы охранник и был – опыт показал, что задерживать каждого, на кого среагировала система – незаконно и неправильно. Гораздо лучше – дать понять потенциальному нарушителю, что его узнали и за ним следят. В таких условиях он, скорее всего, откажется от кражи, а если система ошиблась и это добропорядочный покупатель, он просто не обратит внимания на объявление.

Практически все крупные торговые сети запустили пилотные проекты по внедрению таких систем. Отличаются нюансы реализации, но идея одна и та же – собирать базу изображений злоумышленников и автоматически распознавать их при входе в магазин. Аналогичный опыт накапливают и зарубежные торговые сети, с оглядкой на специфику местных законодательств. Однако, несмотря на очевидные плюсы, пока эти проекты остаются скорее на экспериментальной стадии – подключена незначительная часть магазинов, бизнес копит статистику и смотрит на результаты.

Одновременно, падает стоимость внедрения таких систем, что повышает экономическую целесообразность их внедрения. Падение стоимости происходит и за счет роста вычислительной мощности оборудования, доступной за те же деньги, и за счет снижения стоимости лицензий на программное обеспечение. Разработчики не только снижают цены, но и переходят на подписочную модель распространения, что позволяет опробовать систему со значительно меньшими капитальными вложениями.

По данным самих торговых сетей, неконтролируемые потери в магазине составляют от 0.5% до 1% от оборота торговой точки в месяц.


Если внедрение подобных систем действительно позволит остановить хотя бы часть потерь, это будет очень существенным результатом для любого ретейл бизнеса. Не удивительно, что все наши торговые сети занимаются испытаниями или внедрениями таких систем. И эффект есть! Судить об этом можно как по отзывам самих торговых сетей, так и по их действиям – количество подключенных к таким системам магазинов неуклонно растет.

Пока что базы «нарушителей» у каждой сети свои, но кажется, что конкурировать тут им смысла нет, и выгоднее сотрудничество – вполне возможно, что в итоге сети начнут обмениваться между собой базами, как это делали в свое время казино, формируя единый список нежелательных посетителей, а величина такой базы станет конкурентным преимуществом той или иной системы распознавания для ретейла.

Конечно, с ростом базы система иногда будет и ошибаться, но учитывая новую мягкую политику – предупреждение вместо задержания – это не должно стать большой проблемой.

А вот что может серьезно задержать развитие технологии – это масочный режим. Получается, борьба с пандемией серьезно мешает работе распознавания лиц. 


Но это временное препятствие, и по мере вакцинации и отмены ношения масок, внедрение этих технологий снова двинется вперед. Не сегодня, так завтра они появятся и в магазине у вашего дома.