Потребитель быстро меняется. Мировые потребительские тренды понятны — здоровый образ жизни (ЗОЖ), желание впечатлений, диджитализация. Для России они тоже актуальны. Но у нашей страны есть свои особенности. Самый яркий местный тренд — снижение потребления как такового и, как следствие, слабая динамика розничной торговли, вернее ее провал.

Мы попытались разобраться, есть ли еще какие-то причины, помимо экономических, которые влияют на ситуацию с потреблением. И обратили внимание на ипотеку. С удивлением узнали, что сегодня в России выдано 47 млн ипотечных кредитов без учета досрочного погашения. То есть 57% трудоспособного населения страны ежемесячно оплачивают такие кредиты.

Складывается странная ситуация: вроде бы люди получают большую белую зарплату и стандарты жизни у них высокие (они живут в своем жилье и хорошо себя чувствуют), но тратить значительные суммы на покупки они не могут — на это просто не остается денег. Вы удивитесь, но наши исследования показали, что в некоторых российских регионах у людей после оплаты ипотеки и коммунальных платежей остается всего 5-10 тыс. рублей. О каком качественном развитии ретейла можно говорить?

Но закредитованные потребители не всегда ощущают, что стали жить хуже. Они все равно хотят покупать качественные продукты и получать от этого процесса удовольствие. У них, несмотря на скромные возможности, остаются высокие запросы. Они ищут способы сэкономить, например, активно приобретают товары по акциям. Некоторые люди осознанно переходят на СТМ, чтобы быстрее погасить ипотечный кредит. Мы в своих опросах таких персонажей наблюдали. Но это очень редкое явление. Обычно люди не готовы при сокращении дохода отказываться от существующей модели потребления по качеству. И даже влезают в новые потребительские кредиты, чтобы покупать то, что хочется.

При этом потребитель остается очень ленивым. Если раньше мы говорили, что он не доходит до 2-3-го этажа торгового центра, если там нет эскалатора, то сейчас видим, что он вообще никуда ходить не хочет. Он рад получить инструменты, которые позволяют, не выходя из дома, покупать все что нужно и получать эти покупки на дом.

Но если человек все-таки соизволил выйти из дома, он хочет удовлетворить все потребности под одной крышей — выбрать и купить товар, поесть, получить удовольствие. И это то, почему офлайн не умрет. Он будет трансформироваться в большую омниканальность.

Мы, как и все другие ретейлеры, сейчас меняем свои магазины под этот тренд — делаем их более приветливыми для потребителя, светлыми, красивыми. Мы открыли несколько «Одасторов» — новых магазинов, где применяем все самые интересные инновации.

Вывод следующий. Все изменения в ретейле, которые происходят в последнее время, — это ответ на вопрос, как дать людям максимально качественное предложение по приемлемой для них цене. Стремление к разумному потреблению — это не новый образ жизни, а результат текущей экономической ситуации.

Из выступления на конференции «Коммерческая недвижимость: перезагрузка» ИД «КоммерсантЪ».