Бренд — это один из важных способов идентификации бизнеса, фактически лицо компании. Словосочетание Coca Cola, «пропеллер» BMW, рычащий лев кинокомпании Metro Goldwyn Mayer или зеленый цвет Сбербанка вызывают устойчивые ассоциации с конкретным бизнесом и рождают ожидания определенных услуг или товаров.

Бренд может стать ценнейшим активом компании. Например, в рейтинге Brand Finance, стоимость бренда «Сбербанк» в 2018 году достигла отметки в 670,4 млрд рублей ($11,6 млрд). Но чтобы иметь право извлекать из бренда выгоду, его надо надлежащим образом оформить и сделать это раньше конкурентов. Это дает эксклюзивное право использовать бренд и зарабатывать на нем (бренд можно продать или передать третьим лицам право его использовать за определенную плату). Собственник бренда также может запретить другим лицам, в том числе конкурентам, использовать похожие обозначения в отношении аналогичных товаров или услуг.

Подражателей в последнее время все больше. Поэтому собственники брендов тратят много денег на разработку полноценных стратегий их защиты. И эта тактика приносит ощутимый результат.

Например, минувшей зимой Мариинский театр через суд запретил компании «Си Эн Эф. ру» использовать в своем доменном имени mariinsky.com.ru обозначение «mariinsky», которое охраняется как товарный знак и принадлежит театру. На сайте компании «Си Эн Эф. ру» продавались билеты в Мариинский театр с наценкой. Схожесть доменных имен вводила покупателей в заблуждение — они ошибочно могли подумать, что покупают билеты на официальном сайте театра. Теперь доменное имя нарушителя не функционирует.

Похожая история случилась с авиакомпанией «Победа». С прошлого лета она судится с индивидуальным предпринимателем из Екатеринбурга, который владеет доменом pobeda-bilet.ru. На этом сайте без разрешения авиакомпании размещались информационные ссылки на ресурсы, предлагающие к продаже самые дешевые авиабилеты, в том числе, ссылки на предложения с официального сайта истца. Это вводило потребителей в заблуждение и приводило к смешению услуг. Сейчас спор отправлен на новый круг судебного рассмотрения.

А в августе этого года компания «Русский холодъ» выиграла судебный спор против ГК «Росмол» о защите прав на товарный знак «Лакомка». «Русский холодъ» требовал, чтобы конкурент прекратил ставить данный товарный знак на упаковке своего мороженого и заплатил штраф в размере 2,4 млн рублей.

Еще одна история произошла с компанией Entertainment One UK — владельцем товарного знака «Свинка Пеппе». Минувшим летом она подала иск к российскому производителю игрушек «Симбат» и потребовала 32,9 млн рублей за нарушение своих интеллектуальных прав. Поводом стало использование образа крайне похожего на Свинку Пеппе на конструкторах, которые продавались через маркетплейс «Беру». Это дело еще на стадии рассмотрения.

Зато спор «трех кондитеров» по поводу защиты их прав на  товарные знаки недавно завершился. Компания «ААА» использовала схожие до степени смешения бренды таких уважаемых производств как «РОТ ФРОНТ», «Красный Октябрь» и «Аленка» при оформлении магазина на Новом Арбате. В итоге суд присудил кондитерам компенсацию. Ее общая сумма составила 1,6 млн рублей.

Активно борется с нарушителями своих прав и владелец товарного знака «Ждун» (компания «Си Ди Лэнд Контакт»). За 2018 год он взыскал более 11 млн рублей компенсаций за его незаконное использование. Иск о взыскании 5,2 млн рублей за продажу всеми любимых Ждунов минувшим летом получил и интернет-магазин Wildberries. Но, судя по всему, сторонам удалось договориться мирно — иск был отозван.

Закрепив за собой право на бренд, бизнесмен может:

  1. Взыскивать с нарушителей своих прав приличные денежные компенсации. Они могут быть двух видов. 
    Первый вариант: сумма в диапазоне от 10 тыс. до 5 млн рублей за каждый вид незаконного использования товарного знака. 
    Второй вариант: в двукратном размере стоимости контрафактных товаров/услуг или стоимости лицензии. То есть, если нарушитель, используя похожий на ваш бренд, продал товар на сумму 200 тыс. рублей, вы имеете право требовать с него 400 тыс. рублей.
  2. Возмещать убытки, причиненные вам действиями нарушителя. Однако это не самый популярный способ защиты – ущерб сложно доказывать.
  3. Изымать из оборота и уничтожать продукцию, которую продвигают с незаконным использованием вашего обозначения.
  4. Запрещать использовать ваше обозначение. В том числе, удалять схожие домены в Интернете.
  5. Зарабатывать на бренде, заключая сделки по предоставлению прав на него с третьими лицами.


Справка

Бренд — это средство индивидуализации. А индивидуализация может быть нескольких видов. Отсюда —разные способы защиты.

  1. Товарные знаки — это обозначения (слова, картинки, звуки, цвета), которые индивидуализируют ваши товары или услуги на конкретном рынке (реклама, строительство, производство и т.п.). Все товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. Процедура эта платная, занимает около года и завершается выдачей собственнику соответствующего свидетельства. У этой бумаги есть срок годности - 10 лет. Правда, потом ее можно продлить сколько угодно раз на тот же срок. Но если вы этого не сделаете, это может сделать кто-то другой.
  2. Фирменные наименования — это имя, которое определяет вашу компанию, а не ее товары и услуги. Когда вы ставите на учет компанию в налоговом органе, то именно тогда вы и выбираете ей название, которое заносится в учредительные документы и публичный реестр (ЕГРЮЛ). Например, АО «Тинькофф Банк» — это фирменное наименование.
  3. Коммерческие обозначения — это обозначения, которые индивидуализируют ваше предприятие, бизнес в целом. Они нигде не регистрируются. А охраняться законом начинают только в том случае, если становятся широко узнаваемы на определенной территории. Причем, этот факт надо доказать. А это непросто сделать.
  4. Наименования мест происхождения товаров — обозначения, которые индивидуализируют товар в привязке к месту его происхождения или производства. Например, вода Боржоми. Их также необходимо регистрировать.