Ретейл меняется, и это не секрет. Одна из причин — потребители и их новые привычки. Скорость жизни растет, люди перегружены, они стремятся минимизировать затраты сил и времени, ищут  готовые решения стоящих перед ними задач, стараются подходить к тратам рационально, но при этом извлекать из любого действия удовольствие. Вследствие этого трансформируется и торговля — растет эмоциональная составляющая в оформлении торговых зон, магазин становится местом времяпрепровождения, растет доля собственных торговых марок, акций, в связи с увлечением ЗОЖ растет особое внимание ретейлеров к продуктам fresh. Напомню, что к ним относятся фрукты и овощи, кулинария и салаты, мясо и полуфабрикаты, рыба и полуфабрикаты из нее, молочные продукты от фермеров, выпечка и хлеб, кондитерские изделия. Учитывая требования потребителей к современной торговле, назову основные принципы организации категории fresh — оригинальная концепция, театрализация процесса продажи, выверенный ассортимент, правильные цены. Начнем с отдела фруктов и овощей, он по праву считается в магазинах самым ярким и красочным. Именно этот отдел задает «тональность» любого продовольственного магазина, формируя настроение покупателя сочными оттенками и соблазнительным разнообразием. Вот почему овощи и фрукты так часто размещают в самом начале торгового зала.

Презентация свежих плодов будет наиболее успешной, если выкладка станет богатой и будет напоминать восточный рынок: это возбуждает в покупателях азарт, любопытство и интерес к представленным продуктам. В этой категории, как ни в какой другой, принцип «объем продает объем» работает на «ура». Здесь наилучшим применением станет каскадная выкладка, когда товар расположен на оборудовании вертикально, как бы собираясь каскадами. С таким типом выкладок отлично работают на Западе. В России — сети «Бахетле», «Азбука вкуса», «Глобус».

Овощной отдел в филиале Whole Foods Market (Ричмонд, США)

Овощной отдел в филиале Whole Foods Market (Ричмонд, США)commons.wikimedia.org


Также хорошо работают фантазийные выкладки с возможностью трансформации торгового пространства. 

Овощной отдел в супермаркете Fresh Market (США)
Овощной отдел в супермаркете Fresh Market (США)Архив «ММ»


Практически нет ограничений и по вариантам проектных решений для данной зоны. Благодаря своей яркости и привлекательности отдел может быть как замкнутым, так и открытым, он может быть расположен вдоль стены или создавать нишу. Зачастую благодаря такой гибкости решений имеет смысл выравнивать торговые залы именно планировочным решением. 

Интерьер овощного отдела супермаркета Coop (Норвегия)
Интерьер овощного отдела супермаркета Coop (Норвегия)commons.wikimedia.org


Не стоит бояться яркого дизайна отдела. Он только подчеркивают качество предлагаемой продукции. Конечно, при обязательном условии ее свежести. Правда, не рекомендуется использовать в оформлении данного отдела розовые, лиловые и фиолетовые тона, так как они агрессивны и не натуральны и спорят с выкладкой продукта.

Важнейшую роль в оформлении зоны фруктов и овощей играют коммуникации и постеры. Здесь отдел маркетинга может себя ни в чем не ограничивать. Ценники, слоганы, фото, графика — все можно использовать, самые оригинальные идеи от телег до березовых стволов отлично сработают, главное — правильно нацелить коммуникацию на целевую аудиторию магазина.

Важны также чистота и, безусловно, качественное оборудование — стеллажи, фруктово-овощные «развалы» и холодильные горки с эффектом поддержания влажности положительно повлияют на хранение продуктов и сохранение товарного вида.


Вообще, чем больше охлаждаемого объема в отделе, тем меньше потерь — это знают все. Возможны решения с комбинацией оборудования в зависимости от подкатегорий, например, можно выделить экзотические фрукты или ягоды, сезонную продукцию и т.п.