Доставка продуктов дронами и роботами, виртуальный поход по магазинам и доставка товаров прямо в холодильник — это не фантазии режиссеров фантастических фильмов, а вполне реальная перспектива.

Сейчас среднестатистический россиянин тратит 1,5 недели в год на походы в магазины за продуктами, но благодаря развитию технологий люди начали экономить время на таком рутинном занятии. Только по итогам прошлого года объем продаж на рынке интернет-торговли в мире достиг 1,15 трлн рублей, а в России e-grocery с каждым годом увеличивается минимум на 50%. Какие перспективы у доставки продуктов и как эта услуга изменит нашу жизнь?

Доставка продуктов уже влияет на привычный образ жизни. Люди, постоянно делающие онлайн-кпокупки, экономят не только время на поездке до гипермаркета, но и деньги, поскольку видят конечную стоимость заказа до кассы, а также заботятся об экологии и уменьшают количество пробок, поскольку не используют личный автомобиль для поездок за покупками.

В большей степени на данный момент e-grocery оказывает влияние на зарубежных покупателей. Гиганты электронной коммерции Китая Dada-JD Daojia и Alibaba приучили своих клиентов не только заказывать продукты, но и делать это несколько раз в неделю. Средний чек на азиатском рынке составляет $15-20 и в основном включает свежие продукты. При этом кроме доставки курьерами спросом пользуется доставка в постаматы — ящики хранения рядом или внутри жилого дома. Так, покупатели могут сделать онлайн-заказ и забрать его в удобное время, как письмо из почтового ящика.

Роботы-курьеры сегодня начали доставлять еду и продукты. Умные машины пока обеспечивают продукцией кампусы университетов и школ в Британии и США. В августе число доставок шестиколесными роботами Starship достигло 100 тыс. штук. Доставка еды дронами компании Wing уже доступна в США и в Австралии, а в скором времени начнет работать и в Хельсинки. Такие способы доставки переводят услугу на новый технологический уровень, но имеют и свои ограничения, например, по весу заказа. Робот сможет перевести до 9 кг груза, а дрон — не больше пары килограмм.

В дальнейшем сервисы доставки и онлайн-гипермаркеты станут только удобнее. Уже сейчас система запоминает стандартную покупку клиента, что упрощает последующие заказы. Платформа предлагает вам ваш любимый йогурт и молоко, похожие товары и сообщает об акциях.

  • В будущем могут появиться не только программы — анализаторы ваших заказов, но и вашего холодильника. Вы удаленно сможете оценить, есть ли дома яйца и не закончилось ли масло, и исходя из этого оформить онлайн-покупку.
  • Отложенный предзаказ также одна из потенциальных функций будущих покупок — подписка на ваш персонализированный набор продуктов через каждые 7-14 дней.
  • Меню-конструкторы смогут стать одним из вариантов упрощения заказа. Программа будет предлагать набор продуктов под меню на неделю. Сейчас эту функцию выполняют сервисы вроде «Яндекс.Шефа», но в дальнейшем это может стать одной из функций онлайн-гипермаркетов.
  • Доставка сразу в холодильник станет доступна уже в недалеком будущем. Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart в скором времени планирует начать доставлять продукты до конечной точки хранения. Такая услуга актуальна для американского рынка, поскольку там также развита система доставки в постаматы. Доставка продуктов прямо в холодильник позволит с меньшими опасениями заказывать замороженные и охлажденные продукты.
  • Заказ онлайн станет доступен для учреждений с ограниченным пропускным режимом: больниц, военных училищ, СИЗО. Уже сейчас заказы из больниц и училищ поступают от частных лиц. Их обслуживание пока затруднено, но спрос очевиден. А продукты в следственный изолятор, например, осуществляет сервис «ФСИН посылка.РФ», правда, с наценкой. Чтобы продукты из подобных учреждений было заказывать проще, придется разработать особый регламент досмотра, который будет удобен для всех сторон. Доставка в учреждения с ограниченным пропускным режимом позволит сервисам расширить аудиторию клиентов, а людям даст возможность разнообразить свой рацион, где бы они ни были.
  • Возможность производства индивидуальных продуктов. Можно предположить, что через сервисы станет возможным заказывать хлеб в форме сердца или печенье с собственным именем. Покупатели смогут миксовать вкус йогурта в соответствии со своими предпочтениями. Сейчас подобным занимаются в фирменных магазинах KitKat Chocolatory, которые работают в Японии, Малайзии и Австралии. Там можно создавать именной шоколад по индивидуальному рецепту как онлайн, так и офлайн.
  • Переход покупателей в онлайн изменит инфраструктуру жилых комплексов. Во-первых, из-за большого количества курьеров будет увеличено пространство подъезда к парадным. Во-вторых, в самих парадных будет расширено пространство под постаматы.
  • Магазины у дома могут стать пунктами для хранения онлайн-заказов продуктов. Уже сейчас ретейлеры устанавливают в своих точках ящики для хранения одежды или книг из онлайн-магазинов. Например, Ozon уже открывает постаматы в «Пятерочках». Не исключено, что дальше там будут временно хранить и продукты. А товары, которые покупатели забыли заказать онлайн, они будут докупать в этих же самых магазинах с постаматами.
  • Гипермаркеты станут хабами, откуда продукты будут доставлять курьеры. Поставки из dark store и со складов уступят торговым сетям из-за удаленности. Торговые центры, например, уже стали местом притяжения курьеров «Яндекс.Еды», поскольку в одном ТЦ есть фуд-корты сразу с несколькими сетями различных ресторанов. Это упрощает логистику и ускоряет время доставки.
  • Виртуальный поход в гипермаркет сможет стать реальнее. Использование vr-очков или камеры, передающей изображение онлайн, позволит покупателям в режиме реального времени видеть продукты.


Перспективы сервисов заказа продуктов онлайн столь же высоки, как у всего рынка e-commerce. Развитие технологий будет только укреплять интерес покупателей к такой услуге. Гипермаркеты будут расширять возможности своих клиентов совершать покупки онлайн.