Торговля сочетается со всеми видами услуг населению. За небольшим исключением — в моллах практически не приживаются медицинские центры. Казалось бы, на покупательских потоках могли бы прекрасно существовать кабинеты стоматологов и окулистов, диагностические центры и лаборатории, да и многопрофильные клиники. Ведь их услуги востребованы. Но — нет. Причин, как обычно, несколько.
Планировки
Единицей планировки в торговом центре является торговый зал с витриной. Исходя из его размера и близости к мощным покупательским потокам и формируется арендная ставка. А для медицинских центров, напротив, нужны помещения, которые скрыты от посторонних глаз. По сути — подсобки. И платить за них такую же арендную ставку, как за торговый зал, медики не готовы. Причем для клиники нужна кабинетная планировка, которой в торговых центрах просто нет.
Технические требования
У медицинских центров есть особые технические требования к помещениям. За их соблюдением зорко следят инспекторы Роспотребнадзора. В торговых центрах соответствовать этим требованиям практически невозможно. Например, для того чтобы разместить по нормативам аппарат МРТ, требуется светлое проветриваемое помещение с большими электрическими мощностями и нагрузкой на пол в несколько тонн. Не думаю, что большинство торговых центров способны обеспечить такие условия.
График
Часы работы медицинских учреждений отличаются от графика работы торговых центров. А сделать для такого кабинета отдельный вход — непростая задача.
Менталитет
В нашей традиции торговый центр люди обычно посещают или ради покупок, или ради развлечений. Лечиться или проверять здоровье как-то не принято. Максимум, на что соглашается посетитель молла, — это проверить зрение при выборе очков. Совмещать радость от шопинга со стрессом от посещения того же стоматолога никто не хочет. Раньше на «островах» в некоторых торговых центрах также был сервис по отбеливанию зубов. Но он не прижился. Хотя в той же Америке это распространенная история. Все дело в менталитете.
Именно по этой причине медицинские центры и кабинеты обычно располагаются в помещениях стрит-ретейла, отдельно стоящих зданиях, а также в многофункциональных комплексах.
И последний вариант мне кажется самым перспективным. Дело в том, что в МФК, которые традиционно сочетают в себе и торговлю, и офисы, и гостиницы, и развлечения, а порой и жилье, есть аудитория, которая может составить костяк клиентов медицинского центра. Для местных жителей такой кабинет может стать чем-то вроде личной поликлиники. Нужны медицинские услуги и обитателям офисов: сотрудникам — в частном порядке, а работодателям, которые сегодня, как правило, страхуют персонал, — в корпоративном: там можно проводить медкомиссии и профилактические осмотры.
Есть удачные примеры таких клиник не только в Европе, но и в Москве. Например, в Москва-Сити работают несколько профильных медицинских учреждений, в их числе «К+31» (филиал 31-й городской больницы) в Северной башне. Хотя это пока скорее исключение из правила. Но к этому опыту стоит присмотреться внимательнее.