Как готовят кадры в e-commerce? У каждого десятилетия есть своя мода. В том числе и мода на образование. В начале нулевых было престижно поступать и учиться на менеджеров, юристов, экономистов, психологов. Каждый студент на выходе из вуза имел уровень базового высшего образования, которое он получал на протяжении 5 лет. После чего перед ним стоял выбор: аспирантура или работа. Родители брали кредиты и платили за обучение немалые суммы. В итоге это привело к тому, что многие вузы стали готовить студентов по непрофильным специальностям и сомнительным программам.

Вместе с тем по стране прокатилась волна переименований университетов в институты, а техникумов — в колледжи. Произошла реформа высшего образования, плавный переход от одной системы к другой, модернизированной и популярной в европейском мире. Естественно, это смена статуса учебного заведения, соответственно, и другой уровень финансирования.

Как следствие, ключевые должности долгое время остаются вакантными.



Сегодня мейнстрим — это электронная коммерция, цифровая и уже даже шеринговая экономика. Безусловно, это шаг в «будущее», потому что в данной сфере действительно присутствует проблема недостатка кадров. Дефицит сотрудников только тормозит российский рынок e-commerce. Компании действительно нуждаются в квалифицированных работниках, что приводит к ужесточению конкуренции между работодателями в борьбе за специалиста. Как следствие, ключевые должности долгое время остаются вакантными.

Разумеется, тут встает вопрос о подготовке кадров, нужно ли вводить в вузы узконаправленные образовательные программы. Так, например, РАНХиГС начнет подготовку специалистов для российского рынка e-commerce по программе «Цифровые технологии в торговле». Предполагается, что будущие выпускники будут востребованными в таких профессиях, как менеджер по управлению онлайн-продажами, разработчик моделей big data, создатель мобильных приложений и виртуальных торговых пространств.

Каждая уважающая себя специализированная школа любит и ценит своих «звездных» преподавателей, они являются отличным инструментом маркетинга. 



Без всяких сомнений, идея свежа, но есть недочеты, которые сложно не заметить. Во-первых, неясна роль фундаментальной вузовской программы, когда уже существует огромное количество образовательных услуг, где обучают в том числе e-commerce. Например, курсы или вебинары, по окончании которых получить диплом о профессиональной переподготовке или пройти повышение квалификации не составит никакого труда. Абсолютно все программы составлены благодаря практикующим руководителям из всех крупнейших проектов и сервисов в e-commerce. Каждая уважающая себя специализированная школа любит и ценит своих «звездных» преподавателей, они являются отличным инструментом маркетинга. Поэтому, заключая эксклюзивный контракт с такой персоной, заранее обговариваются условия сотрудничества.

Для «звезд» e-commerce это скорее социальная ответственность или хобби. Потому как приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу за символическую оплату. Поэтому мотивация у человека должна быть очень серьезной, чтобы променять эксклюзивный контракт с коммерческой организацией на «благотворительную» помощь университету. Как показывает практика, обычно за красивой идеей кроется страшная тайна. В итоге может оказаться так, что все топовые специалисты откажутся от предложения вуза и подходящих вариантов просто не останется. Но ведь программную сетку обучения нужно как-то «вывозить». Второй вопрос, насколько самим преподавателям хватит как теоретического материала, так и желания качественно выполнять свою работу без какого-либо энтузиазма и живого задора. Ситуация усугубляется тем, что преподавательский состав укомплектовывается в основном из случайных практиков без нужной квалификации и базовых знаний. Исходя из всего вышесказанного, напрашивается следующий вывод: стоит ли потраченное время 4 лет обучения и условных несколько сотен тысяч рублей, если есть возможность потратить деньги куда более эффективно, с большей отдачей и реальным результатом?

Мы живем в век высоких технологий. Каждый день создаются новые тренды, появляются крупные игроки рынка, развиваются технологии, которые влияют на интернет-коммерцию, и полученные ранее знания в значительной степени утрачивают свою силу. Бесспорно, технический прогресс наблюдается во всем. Дети становятся более мобильными и продвинутыми. Они легко адаптируются под любую ситуацию, в отличие от более взрослого поколения, так как в «быстром» мире просто невозможно обойтись без движения. Мир в буквальном смысле слова кружит вокруг нас. Так цифровая коммерция вытесняет традиционную, так и интерактивное и дистанционное образование дышит в спину классическим вузам. Может, и не принципиально, каким образом мы получим знания, куда более важно, чтобы эти знания у нас в итоге были.