Недавно меня попросили войти в состав жюри одной известной премии в сфере развлечений и досуга. Несколько недель я провел за просмотром более сотни заявок и отметил определенные интересные тренды. Уверен, что именно их необходимо сейчас учитывать тем, кто занимается строительством и дизайном торговых центров, чтобы их проекты не испытывали дефицита посетителей.


Самая главная тенденция — фокус на озеленение. Речь идет о том, что многие торговые центры вписывают в дизайн своих объектов настоящие (а не имитацию) деревья, траву, растения, чтобы приблизить посетителей торговых центров к природе. Интересным примером такого зеленого проекта я считаю торгово-развлекательный комплекс Jewel на территории аэропорта Сингапура Чанги с самым большим искусственным водопадом в мире. Еще один замечательный пример зеленого дизайна — торговый центр NAN HEI FONG в Сиане (Китай), это вообще своего рода большой ботанический сад внутри здания. И таких примеров немало. Создавая зеленые оазисы, девелоперы преследуют понятную цель — стимулировать посетителей проводить в их торговых центрах как можно больше времени и при этом чувствовать себя отдохнувшими, как если бы они провели это время на природе.


Второй тренд —  создание особых инсталляций и фотозон, которые можно назвать «дружественными социальным сетям». Другими словами, девелоперы и дизайнеры стараются создавать в своих проектах такие места, которые людям точно захочется сфотографировать или сделать селфи на их фоне, а затем выложить эти фотографии в одну из соцсетей. Например, в том же торговом центре Jewel в Сингапуре все тот же водопад. Или еще один пример — строящийся торговый центр Morocco Mall в Марракеше. В этом проекте не только превалирует тренд на «озеленение», но и создано большое количество мест для хороших, качественных фотоснимков. Именно такие необычные подходы можно использовать, предлагая людям покинуть свои уютные дома и приехать в торговый центр за новыми впечатлениями.

Места для проведения досуга в торговых центрах
Места для проведения досуга в торговых центрахФото предоставлено пресс-службой
Места для проведения досуга в торговых центрах
Места для проведения досуга в торговых центрахФото предоставлено пресс-службой
Места для проведения досуга в торговых центрах
Места для проведения досуга в торговых центрахФото предоставлено пресс-службой
Места для проведения досуга в торговых центрах
Места для проведения досуга в торговых центрахФото предоставлено пресс-службой
Места для проведения досуга в торговых центрах
Места для проведения досуга в торговых центрахФото предоставлено пресс-службой


Еще один тренд — постепенный уход торговых центров от традиционного шопинга в сторону таких важных для их посетителей областей, как здоровый образ жизни, сообщества по интересам или проведение досуга. В то время как шопинг все больше уходит в онлайн, торговые центры создают места, где люди могли бы проводить свое свободное время, общаться с друзьями, играть. Хороший пример такого проекта — строящийся в Сучжоу (Китай) торговый центр Gemdale. Здесь планируется построить оперную сцену, на которой будут проходить регулярные концерты. Помимо этого в проект планируют вписать городскую ферму, детскую площадку и художественную галерею.

Девелоперы стараются создавать для своих гостей не только удобные торговые центры, но и так называемые досуговые места. Хорошим примером является торговый центр BROOKEFIELD PLACE в Нью-Йорке, где для посетителей проводятся различные арт-мероприятия, выставки, фестивали и т.д. Создатели этого проекта стараются сделать его основной площадкой городской культурной и деловой жизни в городе.

Конечно, во всех этих проектах присутствуют кинотеатры, которые тоже меняются и улучшают свое взаимодействие с посетителями, пытаясь дать достойный ответ растущим трендам на популярность стримингового видео и онлайн-кинотеатров. Кинотеатры устанавливают в своих залах самое современное оборудование, используют цифровые технологии, стараются предлагать гостям премиум-сервис. Организовывают новые концепции питания, создают необычные интерьерные решения — и все это для того, чтобы люди возвращались за теми впечатлениями, которые невозможно воссоздать дома. Хороший пример такого изменения — киносеть PVR (Индия). Владельцы сети добавили в свои кинотеатры открытые кухни, они предлагают посетителям блюда и напитки уровня дорогих ресторанов. Кинотеатры оборудованы комфортными лаундж-зонами, специальными кинозалов для детей. При показе может быть использована технология 4DX, которая, как известно, позволяет синхронизировать то, что происходит на экране, с движениями кресел. В таких подвижных креслах легко ощутить себя на космическом корабле или тонущем судне, почувствовать запахи, ощутить дождь, ветер, туман и т.п.

Еще один пример — киносеть Vox на Ближнем Востоке. Ее владельцы тоже стараются делать залы необычными. Помимо того что у них, так же как и у индийских коллег, есть детские залы, технология 4DX, они предлагают посетителям и уникальные концепции питания: они открыли шоколад-бар, пиццерию премиум уровня, и плюс есть зал, где одновременно можно смотреть фильм и заказать при этом блюда по меню ресторана, имеющего звезду Мишлена. Есть у них и IMAX-зал, который входит в десятку самых успешных залов по всему миру. Как известно, технология IMAX предоставляет возможность посмотреть кино в таком формате, который в домашнем кинотеатре невозможен. Принцип нашей работы заключается в том, что мы берем ключевые фильмы голливудских студий и создаем отдельную версию фильма в формате IMAX: меняем картинку по качеству, микшируем звук и показываем эту версию именно в наших залах.

На сегодня объединение нескольких трендов — фокус на озеленение, на миллениалов, которые мыслят категориями соцсетей, внимание к досуговым концепциям — позволяет девелоперам, дизайнерам и проектировщикам создавать такие пространства, где посетители получают особый опыт, который они нигде не получат в другом месте.

Из выступления на саммите «Игры, в которые играют люди», организованном SCRussia