Интернет-сайт является одним из главных инструментов продвижения и продажи товаров и услуг потребителям. Каждая компания стремится сделать название сайта ярким и запоминающимся, а его содержание — привлекательным для покупателей. Для этого в качестве доменов продавцы обычно выбирают известные и громкие названия, а на самом сайте стараются размещать известную продукцию, броские фотографии и интересные тексты. Главная цель — удержать внимание покупателя и продлить его время пребывания на сайте. Ведь время однозначно превращается в потраченные деньги.

Создавая сайт, важно не заиграться и остаться в рамках закона. А подводных камней здесь немало. Ведь интернет-сайт — сложный объект, состоящий из множества самостоятельных элементов: название (домен), архитектура (софт, базы данных), тексты, фотографии и картинки, дизайн, музыка, аудиовизуальные решения (например, рекламные видеоролики). Все они в совокупности и каждый по отдельности могут охраняться положениями закона об авторском праве, патентах и товарных знаках. А значит, использовать такие элементы надо осторожно, чтобы не нарушить чьи-то права.

Предлагаю разобрать самые типичные ошибки на конкретных кейсах.

1. Защита доменного имени
В конце прошлого года компания L’Oréal выиграла суд против гражданина, который использовал в составе доменного имени своего сайта и на самом сайте товарный знак косметического гиганта. Примечательно, что сайт-нарушитель тоже продавал косметику и парфюм и часть ассортимента совпадала с продукцией L’Oréal. За это нарушение горе-бизнесмену пришлось заплатить истцу компенсацию 50 тыс. рублей.

2. Дизайн сайта
Хорошим примером того, как можно защитить свои права на содержимое сайта, является история владельца сайта www.онега.рф. В прошлом году он подал иск к собственнику другого сайта www.onegapark.ru, который был создан на 5 лет позже и незаконно скопировал дизайнерское решение его страницы в Интернете (названия разделов и подразделов, цветовое и графическое исполнение логотипа, наполнение сайта текстами и фотографиями). Внешний облик сайтов был зафиксирован в нотариальном порядке. И суд согласился с фактом незаконного копирования. Ответчику пришлось выплатить обиженной стороне 1,67 млн рублей.

3. Контент сайта
В декабре прошлого года суд взыскал с известного интернет-магазина OZON 2 млн рублей только за то, что через его сайт шла продажа контрафактных игрушек «Ждунов». Конечно, сам хозяин сайта (компания «Интернет решения») эти игрушки не продавал, но он все равно оказался привлечен к ответственности за нарушение прав обладателя товарного знака. Потому что по закону именно владелец сайта — то самое лицо, которое определяет порядок размещения там информации и отвечает за нее. Избежать ответственности можно только в случае, если владелец сайта докажет, что спорный контент разместил не он, а кто-то другой. Тогда собственника сайта признают информационным посредником, а не нарушителем.

Благодаря этому нюансу в законе избежал судебной ответственности, например, владелец сайта printdirect.ru, который продает футболки с принтами. Претензии к этому бизнесмену предъявила компания Entertainment one UK LIMITED, которая владеет правами на персонажей мультика «Свинка Пеппа». Изображения мультяшных героев тоже появлялись на футболках, которые продавались через сайт. Но в процессе разбирательства выяснилось, что пользователи сайта могут сами загружать картинки для футболок и использовать изображения, которые раньше загрузили другие люди. Так что владелец сайта был признан в этой истории посредником. Даже иск к нему суд к производству не принял. Ведь продавец футболок, во-первых, получал деньги за «носитель», а не за картинку, нанесенную на ткань. Во-вторых, он мог не знать, что загружаемые изображения нарушают интеллектуальные права третьих лиц. И в-третьих, под каждым товаром в своем интернет-магазине продавец сделал кнопку, нажав которую можно было пожаловаться на нарушение авторских прав.

4. Персональные данные
Владельцам продающих сайтов также стоит проверять, какую информацию они собирают с посетителей страницы и размещают в открытом доступе, чтобы не оказаться невольными нарушителями требований закона об обработке персональных данных. Речь идет о таких данных, как имя, адрес почты, телефон, место жительства, IP-адрес, cookies. Если владелец сайта собирает эту информацию, его могут признать оператором обработки персональных данных. И тогда сайт должен в обязательном порядке придерживаться политики обработки персональных данных, обеспечивать их конфиденциальность и получать согласие людей на их обработку. Если Роскомнадзор проверит сайт (например, по жалобе гражданина, конкурента или в рамках плановой проверки) и найдет нарушения закона, его владелец может быть оштрафован, а сам сайт заблокирован. Только за нарушение требований закона о хранении данных граждан РФ предусмотрен штраф от 1 млн до 6 млн рублей. Кроме того, готовится законопроект, вводящий ответственность за приобретение и последующее использование персональных данных, полученных незаконным путем.