В структуре затрат на эксплуатацию торгового центра уборка занимает от 30 до 50%. В этом году расходы многих моллов по этой статье резко выросли из-за перестройки бизнес-процессов клининговых компаний, их обеления. Следом похожие процессы стали происходить и в сфере технической эксплуатации зданий.

Дело в том, что рынок клининговых и в меньшей степени эксплуатационных услуг до последнего времени находился в так называемой серой зоне экономики — уходил от налогов. Но с прошлого года государство решило это пресечь. Процесс обеления стартовал, как водится, с крупных организаций. Его возглавила Ассоциация клининговых и фасилити операторов (АКФО), которая не только контролирует реформу, но и лоббирует интересы своих участников через определенные механизмы. Так, например, АКФО сотрудничает с Федеральной налоговой службой (ФНС) для давления на сервисные компании, которые дают цены, не соответствующие нормативам. Из-за демпинга в офисах нескольких клининговых компаний в этом году проходили обыски. Ведет ассоциация и профилактическую работу с ключевыми заказчиками, разъясняя им, почему нужно работать с белыми сервисными компаниями, хотя цены у них выше.



Например, появилась практика рассылки писем от лица ФНС крупным владельцам торговых центров с предложением внимательнее выбирать подрядчиков. В конкурсах с открытыми результатами ассоциация внимательно следит за тем, чтобы заявленная стоимость услуг не была ниже нормативной. В случае если побеждает демпингующая компания, о ее «неспортивном» поведении информируют ФНС и выносят вопрос на внутренний суд ассоциации. Ведутся списки «белых» компаний и реестр непрозрачных организаций.

Уверен, что клининговые компании и дальше будут объединяться, постепенно повышая нормативы и добиваясь роста поступлений в госбюджет. Нельзя сказать, что процесс обеления клининга завершен. Есть еще вопросы оптимизации НДФЛ и повышения нормативов по НДС. Но в целом перемены начались. К сожалению, на их фоне многие компании дробятся, меняют юридические лица, мимикрируют. Но реформы остановить уже невозможно. Да, наверное, и незачем. Ведь происходят правильные и нужные для отрасли перемены.

Как выглядит российский рынок клининга в ТЦ, читайте здесь.



Да, в итоге за обеление клининга платит заказчик услуг. За последний год стоимость услуг выросла на 30-40%. И это точно не предел. В новом году рост цен продолжится. Не все торговые центры готовы к таком резкому повышению планки. Многие из них не понимают, почему должны платить больше, а попытки воздействия на ситуацию с помощью налоговых органов воспринимают как шантаж. Некоторые сокращают объем клининга, а также отказываются от аутсорсинга в этой сфере, переходя на модель клининга в штате.

При этом повышается управляемость процессов, а практика показывает, что стоимость услуг сторонних подрядчиков сопоставима с себестоимостью сотрудников в штате. Думаю, это звоночек для сервисных компаний, которым стоит не только развиваться в сторону оптимизации расходов, но и обращать внимание на плюсы работы со специализированными компаниями. Тренд на inhouse-клининг, на мой взгляд, снова станет актуальным. Следующий год покажет, подхватят ли его остальные торговые центры.

Как за год изменился ценник на услуги клининга и эксплуатации, читайте здесь.



Кстати, обеляется не только клининг, но и техническая эксплуатация, хотя и менее интенсивно. Компании, которые изначально работали по-белому, стали усиливать свои рыночные позиции, хотя раньше конкуренция с серыми компаниями по цене была для них заведомо проигрышной. Но они наращивали качественные преимущества. И когда ситуация на рынке поменялась, они оказались на коне. Для них, кстати, и обеление неактуально, поэтому и в списках ассоциации они не значатся.