Почему люди склонны проявлять резко окрашенное отношение к брендам? Одни их практически обожествляют, другие ненавидят и желают смерти всякий раз, когда представляется повод! Ведь казалось бы, какая разница, что за марка на продукте. Но к одним мы благосклонны, других игнорируем, а третьих даже тихо или открыто ненавидим.

Есть, конечно, и те, кто отрицает влияние брендов на него самого, но даже само отрицание или избегание и есть подтверждение влияния. Ведь оно может быть окрашено как позитивно, так и негативно. Главное — что оно есть и никто не может его избежать.

Как бы ни старались ни противники, ни защитники, их проблема одна и та же. Они типично рассматривают бренд как инструмент производителя. Разместил логотип крупнее, вложил в рекламу, продал дороже. Пусть это пример самого безграмотного из размышлений, но типичного. А ведь бренд — это инструмент социальный. И хоть выпускают его в свет компании, выращивают его потребители. Компания лишь может либо помогать, либо ограничивать стремления людей использовать бренды в личных целях. А цели эти весьма прозаичны.

Если вспомнить историю, то бренды появились тогда, когда общество начало терять свою классовость. Помните про «классовые предрассудки», которые сейчас хоть и остались много где, однако потеряли социальное одобрение, но не актуальность. Если раньше принадлежность к классу можно было объяснить при помощи простых маркеров, то в процессе демократизации мы потеряли маркеры. Но у людей осталась потребность легко делить незнакомых на своих и чужих. И это не история про уровень дохода, это история про социальную лестницу. А бренды выполняют роль ступенек-маркеров.

И один из таких маркеров, обладающий очень понятным посылом «снизу», — это «я могу платить больше». За тот самый логотип на футболке. Правда, это лишь взгляд снизу. Для одних это история про переплату за бренд, а для других — нежелание покупать вещь низкого качества без гарантий. Ведь вполне справедливо утверждение, что это не «они» переплачивают, а «мы» экономим на качестве. Шанс купить некачественную вещь no name всегда выше, и это очевидно. И некоторых покупка кота в мешке совсем не устраивает. И они выбирают решение с гарантией. Гарантией в виде знакомого бренда.

Если провести еще несколько аналогий, то можно легко подойти к несложному, но логичному выводу. Природа «брендинговых войн» — в той самой классовой борьбе, от которой общество, особенно российское, где ненависть к брендам выражена особо сурово, так еще и не оправилось.

Одни любят бренды, показывая свое вышестоящее положение. Другие ненавидят бренды за то же самое. И только те, кто действительно не сильно обеспокоен восприятием со стороны, относятся к брендам должным образом. Рассматривая их как гаранты или маркеры качества. Коими, собственно, бренды всегда были и будут. Если их, конечно, не наделить социальными функциями в обществе, где человек человеку волк. И чем более голодный и агрессивный социум, тем большее сакральное значение приобретают бренды. Чаще всего сами того не желая.

Другие колонки Сергея Славинского