На прошлой неделе Министерство промышленности и торговли РФ выступило за возвращение ларьков и киосков на улицы наших городов. Честно говоря, неожиданно, учитывая, что все последние годы власть яростно боролась с такой торговлей, обвиняя ее в самых разных грехах — от антисанитарии до уклонения от уплаты налогов.

Я согласна, что проблем у этого формата было много. И внешний вид, и продавцы (обычно как на подбор грубые жуликоватые бабы), и ассортимент по принципу «все в кучу», и вопросы качества, и обман… Без этих «уродцев» улицы и площади городов стали как минимум чище.

Но наводить порядок власти взялись так поспешно и так грубо, что, как обычно, «выплеснули с водой и ребенка». В одночасье отобрали хлеб у тысяч бизнесменов, в том числе и добросовестных. А заодно и себя лишили приличных налоговых поступлений и арендных платежей.

К слову, в Москве убрали не все ларьки. Почему-то взамен старых "встали" унылые серые коробки из металла, с признаками коррозии на стыках, где под вывеской «Мороженое» унылые дамы продают и замороженные овощи, и напитки, и сладости. Мерчандайзинг там (смех до слез) — просто наклеенные картинки продуктов. Как и 10 лет назад. Почему их не убрали — я не понимаю.

Второй тип оставшихся ларьков — стеклянные а-ля европейские киоски для продажи прессы. Каждый такой киоск стоит минимум 1 млн рублей. Но их дизайн и ассортимент однообразные. А бизнес — низкомаржинальный и, значит, не сильно перспективный. Люди все больше сидят в Интернете и все меньше читают прессу. И если бы этих киосков вообще не было на улице, никто бы не пострадал.

Да, раньше ларьки были хаотичные, но разнообразные — покупатель мог удовлетворить потребность в импульсной покупке. А что стало? Уныло, однобоко, пусто… При этом людям толком ничего не предложили взамен.

Особенно печальная ситуация в спальных районах. В одном из них я живу. В округе снесли все киоски. Альтернатива — четыре гипермаркета одного и того же федерального ретейлера на расстоянии полтора километра от жилого массива. Молодежь может легко сбегать туда-обратно при большой необходимости. Но есть еще мамочки с колясками, есть старики… Им-то что делать?

Я долго не понимала, почему люди таскают тележки из этих супермаркетов (управляющие на это регулярно жаловались). А потом меня осенило. Дело не в том, что в округе живут воришки. Просто преодолеть полтора километра с полными сумками, если у тебя нет машины, задача не из легких. Особенно если ты старый человек или мама с детьми.

Итак, кто на борьбе с киосками заработал? Однозначно федеральные сети, которые замкнули на себя спонтанный покупательский трафик. А кто проиграл? Малый бизнес, горожане и сам город. Проигравших больше. Поэтому я искренне рада инициативе федеральных властей. Пусть киоски вернутся! Но это должны быть другие киоски. А не те, что мы видели все последние годы.

Какими они должны быть:

1) Их дизайн должен быть привлекательным и разнообразным. Киоски не должны проектировать архитекторы. Это должны делать дизайнеры, имеющие представление о розничных продажах, мерчандайзинге, складировании запасов продукции и т.д.

2) Выкладка товара в киосках должна быть в приоритете. Она должна быть грамотной, красивой и законной.

3) Киоски за счет арендатора должны производить аккредитованные компании (их список можно составить), у которых есть понимание рынка, желание следить за трендами и модой и возможность сделать красиво, недорого и качественно. Кстати, киоски недолговечны. Это нужно иметь в виду. И за этим тоже нужно следить.

4) Необходимо зонирование территории города по торговым профилям. Это позволит определить потребность районов в том или ином товаре или услуге. И даст возможность грамотно распределить новые киоски по видам продукции. Не будет их нагромождения.

5) Нужен единый маркетплейс для собственников ларьков, который будет аккумулировать всю информацию об аренде, профилях, вакансиях, требованиях, поставщиках, дизайне и мерчандайзинге. Управлять их работой должен город. Все должно быть прозрачно и доступно для бизнеса.

6) Нужно обучать предпринимателей и создавать сообщества по обмену опытом. Чтобы любой желающий мог открыть маленький бизнес в своем районе.

Этим мы решим проблемы поступлений в бюджет, создадим новые рабочие места и конкурентную среду и дадим людям услугу, которая действительно им нужна.