Конечно же, самой впечатляющей и широко обсуждаемой технологией является искусственный интеллект и машинное обучение. По сути все технологии так или иначе используют ИИ. Это уже не просто научная фантастика: он здесь, и он определяет и меняет современный ретейл. Технологии искусственного интеллекта распространяются почти во всех новых программах и услугах в ретейле. Это означает охватить мир новых возможностей, а не использовать их.

ИИ используют для анализа данных о потребителях, работы с ассортиментом, работы с потребителем, работы с пространством. Например, искусственный интеллект может помочь вам собирать и анализировать данные о потребителях, прогнозировать тенденции и даже взаимодействовать с вашими клиентами в виде чат-ботов. Примеров такого использования уже достаточно много. Например, чат-боты компаний Lidl и Aldi. Еще один пример — виртуальный помощник Alexa от Amazon. Данный девайс использует технологию распознавания голоса. Благодаря ей чат-бот может общаться со своим владельцем, предоставлять информацию, включать и выключать музыку, контролировать домашнюю технику и, конечно, размещать и отслеживать заказы, сделанные в Интернете. Почему мы рассматриваем использование бота в домашней ситуации? Путь покупателя начинается не в магазине, он начинается утром, когда покупатель просыпается и решает, что он сегодня будет делать и где и как будет покупать, питаться и т.п. Проникнув в дом к покупателю, ретейлер получает лояльного и постоянного клиента, опередив всех своих конкурентов.

Одна из основных задач ИИ в современных магазинах — формирование ассортиментных матриц, заказов, улучшение логистики, гибкое ценообразование и т.п. Федеральные сети в России уже давно и серьезно используют эти возможности. Все те сказочные истории про возможности big data стали реальными с использованием искусственного интеллекта. Компания Х5 запустила кластеризацию и анализ покупательских сегментов на базе технологий big data.

Современные технологии в ретейле
Современные технологии в ретейлеФото предоставлено пресс-службой
Современные технологии в ретейле
Современные технологии в ретейлеФото предоставлено пресс-службой
Современные технологии в ретейле
Современные технологии в ретейлеФото предоставлено пресс-службой
Современные технологии в ретейле
Современные технологии в ретейлеФото предоставлено пресс-службой
Современные технологии в ретейле
Современные технологии в ретейлеФото предоставлено пресс-службой


А что может искусственный интеллект в рамках торгового пространства и опыта покупок? ИИ способен уже помочь выбрать товар по критериям, которые задает покупатель, подобрать еду, одежду, косметику, практически любой товар, кастомизировать выбор. Технология ассистируемого шопинга определяет пол и возраст клиента и на базе внутренних алгоритмов формирует релевантное предложение. Технология может учесть множество факторов: от погоды до истории покупок конкретного покупателя и направить покупателя в соответствующий его интересам и потребностям магазин или показать товар на полке. 

Создаются, тестируются и запускаются целые компьютерные нейронные сети. Крупнейшие российские ретейлеры уже внедряют эти технологии самыми ускоренными темпами, так как за ними будущее и конкурентоспособность.
Digital-консультанты активно используются в российских сетях, например digital-сомелье. Такая стойка может посоветовать и подобрать вино или алкоголь по случаю, под настроение или под желаемое блюдо без участия персонала магазина.

Одной из форм использования ИИ является технология работы магазинов без продавцов и кассиров. Не самая новая идея, но активно развивающаяся и принимающая все новые и новые формы. Магазины насыщаются видеокамерами, объединенными в единую нейросеть. Они строят маршруты покупателей, сообщают о наличии товара на полках, формируют данные для автозаказов. Или просто позволяют покупателю войти, выбрать и оплатить в автоматическом режиме, без сканирования товара и расчета на кассе. Amazon, Whole foods, Albert&Heijn, Spar и многие другие внедряют и модифицируют магазины без продавцов и кассиров. В России такие проекты запустили X5, Metro (в рамках проекта «Фасоль»), «ВкусВилл».

Более простая и поэтому более активно внедряемая технология — самостоятельное сканирование и оплата покупок на кассах самообслуживания. Эта технология активно внедряется сейчас российскими ретейлерами. Гипермаркеты «Глобус» запустили технологию scan&go, когда покупатель, двигаясь по магазину, сканирует выбираемый товар специальным сканером и потом считывает данные и оплачивает через кассу самообслуживания. Компания «ВкусВилл» запустила тележки со встроенным сканером. Покупатель сканирует товар прямо в тележке, далее паркует тележку у кассы самообслуживания, система передает данные с тележки на кассу. Остается только оплатить.

Разработаны и внедряются умные полки, не говоря уже об электронных ценниках. ИИ следит за наличием товара на полке и своевременно подает сигнал о недостатке товара, при приближении покупателя показывается реклама или спецпредложение, когда покупатель берет товар с полки, система демонстрирует, что это за товар, его происхождение, инструкцию и состав, если это требуется.

Ретейл переходит к формату FIGITAL, объединяющему преимущества обоих миров: цифрового и реального. Покупатели ожидают гибридного опыта, который включает в себя слияние онлайн-продаж и офлайн-покупок и опыта. На Западе ретейлеры бьются за разработку единого цифрового пространства для своего потребителя. Человек имеет возможность посетить магазин с любого устройства или в физическом смысле, получить информацию, заказать, получить свои скидки и бонусы и, конечно же, оплатить. Например, компания «М.видео» запустила виртуальный тур по магазину. Покупатель может войти в приложение и буквально «прогуляться по залам», «встретить» консультанта и выбрать товар. Покупатели не хотят делить цифровой и реальный миры, человек живет и действует в множественных реальностях, почти не зависящих от физического мира, который и сам становится одной из таких реальностей, границы размыты. Все, что окружает современного человека, становится ретейл-пространством.