Зеленые технологии в российских торговых комплексах, как все новое, внедряются не очень быстро. Существуют барьеры, которые тормозят их применение, заставляют откладывать решение вопроса на потом и сокращают возможности для выхода объектов на качественно новый уровень.

Главный барьер — в головах собственников торговой недвижимости. Многие из них сомневаются, стоит ли вкладывать средства в зеленые технологии и делать из торговых комплексов конфетку, если люди и так идут туда благодаря красивой яркой обертке (привлекательному дизайну и архитектуре) и вполне «съедобному» наполнению (стандартные магазины, кино и фуд-корты и т.д.).

Но дело в том, что сегодня покупатели хотят не просто все вышеперечисленное в одном флаконе. Бонусом они желают получить гораздо больше, а именно — удовольствие от пребывания в комфортном пространстве. А как его создать? За него как раз отвечает внутреннее оборудование здания, которое обычно скрыто от глаз. Это в первую очередь инженерные системы и техника с энергоэффективной составляющей. Я абсолютно уверен, что благодаря этим техническим нюансам можно привлечь в торговый комплекс дополнительную аудиторию, предложив ей комфорт самого высокого уровня. Поэтому не стоит относиться к получению сертификата как к лишней и бессмысленной суете. Это работа, которая поможет объекту стать ближе к покупателю и повысить свою конкурентоспособность.

Формально усилия собственника сводятся к получению сертификата на объект торговли по одному из наиболее популярных международных зеленых стандартов LEED или BREEAM. Но каждый такой сертификат — подтверждение статуса и факт внимательного отношения к аудитории. В России по количеству сертификатов пока лидирует BREEAM. Он больше нацелен на экологические характеристики. Например, для этого сертификата нужно внедрить в здании систему раздельного сбора мусора, организовать зеленые зоны и эксплуатировать объект в соответствии с зеленым стандартом.

LEED у собственников торговых комплексов не так популярен, поскольку для получения этого сертификата объектам нужно пройти более жесткую экспертизу. Объекты LEED признаются экспертами более энергоэффективными. И эти показатели приходится подтверждать специальным исследованием — математическим (или энергетическим) моделированием, которое отвечает на вопрос о причинах снижения потребления ресурсов и экономии финансов.

Но, чтобы лично убедиться в преимуществе зеленых стандартов, собственникам торговых комплексов надо преодолеть ряд сомнений и страхов о зеленой сертификации.

Я бы выделил три основные проблемы.
Во–первых, страх, что вложения не оправдаются. Это одна из главных проблем. Развеять этот страх можно очень просто. Достаточно провести энергетическое моделирование, которое конкретно для вашего объекта рассчитает стоимость внедрения того или иного технического решения, его влияние на потребление ресурсов и общую эффективность. Сразу будет видно, сколько ресурсов и денег можно сэкономить на этапе эксплуатации здания. Опыт показывает, что инвестиция в зеленые технологии оправдывает себя за 1-2 года. А это не такой уж большой срок.
Во–вторых, отсутствие поддержки от государства. Во многих европейских странах девелоперы зеленых объектов получают льготы и преференции от государства. Но в России пока, увы, этого нет. О налоговых льготах только говорят. Были, правда, попытки собственников их получить, но они оказались тщетными. Если бы власти обратили внимание на эту проблему и пошли по европейскому пути, это стало бы толчком к качественным изменениям на всем рынке торговых комплексов.
В–третьих, отсутствие популяризации успешного зеленого опыта. Как таковой моды на зеленое строительство торговых комплексов пока нет. Есть отдельные успешные случаи сертификации в Москве и Петербурге. В частности, сертификат LEED есть в России пока только у ТРК «Жемчужная плаза» в Петербурге, а сертификацию по стандарту BREEAM прошли торговые центры Decathlon в разных городах страны, Fashion House Outlet в Москве, магазины IKEA в разных городах России, ТРК «Океания», Outlet «Белая Дача», ТРЦ «Ривьера» в Москве, а также ТРЦ «Акварель» в Тольятти. Но популяризации опыта не хватает. А он очень нужен.
Только решив эти проблемы, рынок сможет дальше успешно «зеленеть».