Сегодня островная торговля — неотъемлемая часть любого торгового центра. «Острова» приносят моллу примерно 10% от совокупного арендного дохода. В какой бы части света ни находился молл, без «островов» ему сегодня никуда. Но в российских торговых центрах и в магазинах за океаном есть свои тренды.

Сначала об Америке, на которую мы равняемся и откуда на российский рынок до сих пор приходит основная торговая мода.

Из интересных наблюдений последнего года:

  1. Самые низкие арендные ставки для «островов» американские моллы дают во время фермерских и ремесленных ярмарок. Порой речь идет даже о 0% от товарооборота. Так американцы поддерживают малый бизнес.
  2. Арендаторы киосков в США строго следуют концептуальному дизайну, который разработан для всего торгового центра. Они всегда согласуют его с хозяином молла. История, когда «острова» выглядят «кто в лес — кто по дрова», в принципе невозможна.
  3. «Острова» все труднее и труднее сдать в аренду. Самая вероятная причина — маленькая площадь выкладки. Мерчандайзинг строго контролирует специальный менеджер молла. Такого специалиста в штате имеют большинство крупных девелоперов. Эти люди проходят специальное обучение и сертификацию. Только после этого их отпускают в «поля».
  4. В данный момент в США огромным спросом и популярностью на «островах» пользуются товары c каннабидиолом — непсихотропным веществом, которое содержится в конопле. На «островах» продают содержащие его масла, смолы, смеси и добавки, а также разнообразные обезболивающие кремы, пластыри и конфеты. Считается, что вся эта снедь избавляет от боли, депрессии, проблем с суставами и так далее. Люди покупают подобные препараты как обычные БАДы.

Когда эти тренды придут в Россию, и придут ли вообще — вопрос открытый. Пока на нашем рынке на повестке изменения совсем другого порядка:
  1. Проблема по всей России, включая Москву, одна и та же: собственники недополучают доход по «островам» на 15-20%. Ставки повсеместно ниже, чем могли бы быть. Так, в Москве сейчас максимальные арендные ставки запрашивает ТРК «Атриум»: за «остров» 12 м2 просит 850 тыс. рублей в месяц. Но берет далеко не всех арендаторов, а только тех, кто соответствует его концепции. Есть арендатор, готовый платить за «остров» 1 млн рублей в месяц, но — нет. Концепция дороже денег. В целом рынок стабильный. Но на нем нет красивых концепций с новым товаром. Все везде одно и то же — неинтересно.
  2. В моде синергия форматов: все чаще большой арендатор ТЦ открывает магазин, а рядом — «остров» или pop-up. Это почти везде. Доход от маленькой точки может сравниться с доходом маленького магазина. И такой симбиоз позволяет оптимизировать расходы на персонал и складирование товара. Причем вот парадокс — на одном пятачке в 10-15 м2 часто стоят несколько мобильных операторов и в формате магазинов, и на «островах» — и все они чувствуют себя хорошо. А новое веяние в мобильном сегменте — открыть фирменный салон, а напротив — точку того же оператора по франшизе. Знаю несколько таких примеров в столице. Не понимаю, как центральные офисы дают одобрение на подобное соседство. Но, видимо, это выгодно.
  3. Собственники ужесточили требования к аутсорсинговым компаниям, которые работают с «островитянами». Со многими из них расторгли контракты и стали управлять «островами» самостоятельно, потому что поняли, что теряют на аутсорсинге от 20 до 50% от дохода таких операторов. Почему? В первую очередь из-за низкого качества предоставляемого сервиса.
  4. При планировании реконцепции и реконструкции торговых центров собственники стали привлекать профильных специалистов по «островам», а не архитекторов, как это было раньше. Это вселяет надежду на повышение качества дизайна торговых корнеров.


Выводы
За последний год киоски в российских торговых центрах стали более профессиональными и более функциональными. Популярностью стали пользоваться «проходные киоски» — это когда внутрь «острова» можно зайти, как в мини-магазин. В таких киосках есть дополнительная площадь выкладки.
Торговые центры стали все чаще разрабатывать единый концептуальный дизайн киосков и требовать от арендаторов придерживаться именно его. Моллы также соблюдают общепринятые правила по техническим характеристикам киосков, и основное правило по высоте — она не должна превышать 120 см. Это комфортно и для «островов», и для магазинов в торговых галереях.

Российскому рынку по-прежнему стоит равняться на тренды, рожденные рынком США. Хотя следить за ними после ужесточения выдачи виз стало сложнее. Мы идем в их фарватере с отставанием на 2-3 года. Сегодня из моллов США исчезают маленькие торговые точки с небольшой площадью выкладки. Их было много, причем сами моллы, как правило, заказывали оборудование для этих. Но такие киоски уходят, а на их место приходит более крупный формат. У нас, думаю, будет происходить то же самое. А еще в ближайший год вырастет актуальность pop-up-формата, который является своеобразным тест-драйвом для запуска бренда в новом ТЦ. Очень выгодная вещь и для ретейла, и для молла, который может с их помощью заполнять «глухие углы» и даже пустые витрины, за которыми идет ремонт.

Колонка подготовлена при участии Даффи Вейр, экс-вице-президента по розничному маркетингу и специализированному лизингу американской компании Rouse.