Если взглянуть на общую картину российской экономики прошлого года, то можно заметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения страны за первые 9 месяцев (данные за весь год еще не опубликованы) выросли на крошечные 0,8%.

Но бедных стало больше. Число людей с доходами ниже 10 тыс. рублей в месяц во II квартале прошлого года достигло 12,7% и оказалось на 0,2% больше, чем годом ранее. Выросла и так называемая «субъективная бедность» (количество людей, которые оценивают свое положение как «плохое» и «очень плохое»). Их, согласно данным аналитиков РАНХиГС, за год стало на 3,2% больше, а именно 26,5%.

Из экономических плюсов прошлого года эксперты называют стабилизацию курса рубля, низкую инфляцию и рост располагаемых доходов. Из минусов — драматически рекордное сокращение международных инвестиций и отток иностранного капитала. Это затрудняет интеграцию России в международные экономические отношения, создает барьеры в развитии внутреннего производства и находит отражение в негативной динамике потребительского спроса.

Да, номинальные зарплаты растут. Но этот рост сводит на нет увеличение затрат людей на базовые потребности. Ведь за последний год выросли цены на основные потребительские товары и увеличился уровень закредитованности, а объемы сбережений населения, напротив, опустились до самого низкого уровня за последние 20 лет (сейчас их размер сопоставим с кризисным 1998 годом). Проще говоря, бедные стали еще беднее, а богатые — еще богаче. И в этой ситуации бедное большинство вынуждено снижать траты на все, кроме предметов первой необходимости. А богатое меньшинство потребляет в том же темпе и объемах: продажи up-scale брендов в России даже растут, и ведущие международные игроки элитного рынка не планируют сокращать свои планы развития в РФ. 

Можно предположить, что те, у кого есть деньги на люкс, скорее всего, продолжат потреблять товары такими же темпами. А средний класс начнет экономить и переходить на более скромные бренды. Проще говоря, вчерашний покупатель Massimo Dutti в целях экономии завтра станет покупать в Zara и заменит обувь из Rendez-vous на Tervolina.

Но на деле происходит иначе. Потребители люкса не сдают позиций и продолжают закупаться в ЦУМе. Средний класс (вернее то, что от него осталось) сокращает расходы и обращает все больше внимания на outlet и off price форматы, но до последнего держится за привычные марки. А покупателям низкого ценового сегмента в принципе некуда снижать планку — им остается только вариант активных закупок в период распродаж.

С чем же придется работать ретейлерам и торговым центрам в наступившем году?

1. Распродажи
Постоянные sales, который бренды устраивают и в сезон распродаж, и за его пределами, снизили саму ценность понятия «скидка» и превратили поиск красных ценников в новый вид спорта для покупателей. Люди знают, что всегда можно вернуться и за товаром, и за хорошей ценой, что снижает ценность самого бренда. Поэтому мне кажется вполне разумной идея создания единого календаря распродаж для всех участников рынка (на законодательной основе).

2. Реконцепции и переделки
Большое число современных торговых объектов было построено в нулевых. Сейчас они на грани своих физических возможностей. Их реновация, перестройка и апгрейд — не просто вопрос улучшения, а жизненная необходимость. Поэтому число проектов по переделке торговых центров резко вырастет.

3. Экология и экотирания
В наступившем году многие бренды всерьез (а не только в рамках маркетинговых акций) озаботятся экологической тематикой. Скоро будет неприлично говорить, что ты пьешь из одноразового стаканчика, не сортируешь мусор и готов носить шубу из натурального меха. Экологичность становится частью гигиенического минимума продвинутого человека. И этот потребитель нового поколения будет выбирать компании, которые соответствуют его требованиям.

4. Сокращение зоны охвата
Все стремятся экономить время. Термин «тапочная доступность», описывающий близость магазина к жилью, уже входит в наш лексикон. Люди не желают тратить время на дорогу в ТЦ (особенно в больших городах). Это значит, что ретейлерам придется придумывать для них какую-нибудь добавочную ценность и сервис.

5. Развитие ярмарок, pop-up-форматов и универмагов
Максимальное количество точек контакта с покупателем — цель любого бренда. Достичь этого можно через работу с новым ретейлом (онлайн и офлайн), с его новыми форматами.

Резюмируя, ситуация на рынке торговой недвижимости сейчас сложилась примерно такая, как в книге «Алиса в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать минимум вдвое быстрее!»

Другие колонки Александры Зайцевой смотрите тут