Сейчас много разговоров о том, что на рынке торговой недвижимости происходят кардинальные изменения, некоторые считают их драматическими. Есть эксперты, которые утверждают, что дни торговых центров сочтены. Как когда-то исчезли печатные машинки. Что вы ответите этим людям?
— Цифры показывают, что люди ходили, ходят и будут ходить в торговые центры. Несмотря на то что онлайн-ретейл растет, никуда не пропадут те вещи, которые человек получает в торговом центре: это уровень обслуживания, это и впечатления, это и возможность увидеть все вживую, пощупать и потрогать. Люди не могут вечно сидеть дома и соприкасаться с жизнью лишь через интернет.

Участники рынка просто должны внимательно следить за тенденциями, за тем, чего хотят потребители, что можно предложить им интересного. Людям все равно нужно общение, люди все равно хотят выйти из дома, люди все равно хотят чувствовать, что они живы. Поэтому я не верю тем прогнозам, которые уверяют, что у торговых центров нет будущего. И в конце концов цифры не врут, мы видели: в декабре прошлого года в России посетителей было лишь ненамного меньше, чем в прежние времена. В Финляндии статистика показывает то же самое.

До вируса в России началась массовая реконцепция ТРК. Считалось, что торговые центры должны стать местами досуга, встреч и развлечений. Коронавирус смог нанести мощный удар по этой концепции или нет?

— Скажу как потребитель: я сам покупатель и на этой неделе уже 2 или 3 раза посетил разные торговые центры в Хельсинки. Я вижу, что люди ходят, встречаются со своими друзьями, обедают, выбирают и покупают товары. Конечно, есть вещи, которые удобнее теперь делать через интернет, например покупать билеты, но все-таки суть человека не изменилась: он по-прежнему хочет встречаться и выходить из дома.

Сейчас благодаря буму онлайн-торговли возникла и стала популярной теория, что будущее ТРК — это просто склады для маркетплейсов или дарк-сторы. Или пункты выдачи товаров. Конечно, если это предсказание будущего, то финансовая модель ТРК изменится не в лучшую сторону. Насколько такое «темное» будущее реально?
— Конечно, владельцы ТРК должны понимать, куда все движется, и для этого следить за трендами.
Но смотрите, сейчас много говорят про интернет, а в свое время в Финляндии была очень популярна торговля по почтовым каталогам. Но магазины все равно существовали.

Еще в 1980-е годы я видел статистику, что больше всего по почте заказывали товары женщины в возрасте 25-40 лет. И одновременно они больше всего тратили деньги и в магазинах. Одно другому не мешает!


Изменения в поведении человека так быстро не происходят. Это я могу сказать как человек, который в свое время работал в России 10 лет в ретейле. А сейчас фактор коронавируса просто не дает правильного понимания того, что люди хотят на самом деле.

SRV — международная компания. Поэтому очень интересно сравнивать разные страны: Россию, Эстонию, Финляндию. Насколько по-разному там себя чувствует рынок торговой недвижимости во время коронавируса?
— Пообщавшись с коллегами по рынку, могу сказать, что люди в России довольно быстро возвращаются в торговые центры. Быстрее, чем в Финляндии. Возможно, дело в том, что в Хельсинки сейчас торговые центры закрываются раньше — в 7 вечера.

Вообще тренды последних лет в этих странах насколько отличаются?
— В Финляндии не было никаких кризисов, все стабильно. С другой стороны, если в России сейчас процесс открытия новых больших ТЦ притормозился, но потребность осталась, в определенный момент времени она будет реализована. Ведь население Москвы и Петербурга растет, и, к примеру, вокруг нашего ТРЦ «Охта Молл» в Петербурге появляются новые дома, а значит, потенциал есть.

Рынок арендодателя сейчас окончательно превратился в рынок арендатора? И операторы ТРК готовы на любые уступки, лишь бы площади оставались заполнены?
— Я в это не совсем верю. Ситуация не является черно-белой. Любой торговый центр — это микс из желаний арендатора и арендодателя, который позволяет и тому и другому чувствовать себя нормально… Обе стороны заинтересованы, чтобы посетители стали покупателями. Для этого в ТРК должны быть хорошо представлены все сегменты — и одежда, и товары для дома, и продукты, и кафе. По нашему опыту могу сказать, что нам удается находить компромисс во время переговоров — никто ничего не диктует. Это вопрос консенсуса. Как говорили в одном фильме: «Когда мне будет приятно, я так довезу, что и тебе тоже будет приятно!» 

Про 2020-й говорят всякое, в частности, что он стал самым плохим годом в истории для многих бизнесов. Для торговой недвижимости это так?
— Наши ТРЦ в России открылись в 2013 и 2016 годах, мы начинали с нуля. Конечно, в прошлом году темпы развития были не совсем такими, как мы ожидали, но я бы не сказал, что мы чувствовали какой-то легкий ужас. Хорошо, что закрытие продлилось один квартал, — если торговый центр закрыть на год, то это было бы совсем другое дело. Пережили!

Как долго, по вашим прогнозам, будет восстанавливаться российский рынок торговой недвижимости? Когда он может вернуться к докризисным показателям по трафику и заполняемости? И все ли зависит только от фактора коронавируса…
— Для нас это практически уже произошло. К примеру, в наших торговых центрах в Петербурге почти нет свободных площадей. В подмосковных Мытищах их чуть больше. Но Россия — это страна, где быстро происходит переключение кнопки on-off, и мы ждем роста. «Корона» — не навсегда, и думаю, уже во второй половине этого года мы увидим серьезные улучшения на рынке.

Что сейчас SRV планирует делать в России в области торговой недвижимости?
— В Мытищах, в Московской области, мы строим гипермаркет спортивных товаров для «Декатлона». И планируем, что рядом появится еще один объект. В Петербурге возле ТРЦ «Охта Молл» мы год назад начали большой девелоперский проект — сейчас работаем над градостроительной документацией. Там будет и бизнес-центр, и несколько зданий.

Как раз много говорят, что ТРК должны превращаться в конгломераты с жильем и офисами!
— Хороший пример — новые торговые центры в Хельсинки, которые включают и жилье, и офисы, и гостиницы, и магазины. Конечно, у гостиниц во время коронавируса дела не очень хорошо идут, но в принципе это хороший микс.
В целом в SRV ситуация именно в прошлом году значительно улучшилась, законы капитализма в действии: есть времена хорошие, а есть такие, когда нужно бежать в 3 раза быстрее, чтобы оставаться на месте.

Сейчас именно такие?
— Сейчас, наверное, нужно бежать в 5 раз быстрее (смеется).

Как добиться успеха в России?
— На российском рынке много возможностей, но одновременно он очень требователен. Нужно не только быстро бегать, но и понимать, зачем ты сюда приходишь. И не стоит открывать бизнес ЗДЕСЬ, если у тебя ТАМ не все хорошо. А вообще, когда хозяин далеко, всегда есть риск — может случиться все что угодно. Это касается всех бизнесов.

У больших компаний всегда есть долгосрочные планы. Как вы видите развитие SRV в России и Эстонии в ближайшие 5 лет?
— 5 лет — это много, но в следующие 2-3 года наш первый приоритет в России — развитие наших торгово-развлекательных центров. Во-вторых, будем заниматься строительством бизнес-центров рядом с ТРЦ «Охта Молл».
 

В инвестиционном бизнесе мы продолжаем фокусироваться на продаже активов. Компания развивает деятельность торгово-развлекательных центров в России с целью их продажи, исходя из конъюнктуры рынка.



Всегда интересно, как в разных странах государство помогает бизнесу во время коронавируса. Как с этим в Финляндии?
— В Финляндии, как и в России, действовал мораторий на банкротство. Государство выделяло компаниям и живые деньги. Например, если людей отправляли в вынужденный отпуск, то частично компенсировало им то, что они теряли в плане заработка. Это была большая помощь!

Вы очень много лет работаете в России. Быть менеджером в России и быть менеджером в Финляндии — насколько это разные вещи?
— Я уже 26 лет в российском бизнесе, из них 20 лет жил в Москве, мне уже сложно сравнивать с финским бизнесом. Возможно, в России люди более коллективно работают, а в Финляндии — сами по себе.

Как вы попали в Россию в середине 1990-х, которые наши власти теперь называют «лихими»?
— Я приехал в Россию в июне 1995 года. У финской торговой компании «Калинка-Стокманн» была вакансия в той области, в которой я работал на родине. Я закончил учебу, мне было интересно приобрести новый опыт, пока еще нет большой семьи. К тому же в Финляндии в то время был кризис, огромное количество людей сидело без работы. Я прошел собеседование и тестирование и подписал договор на 2 года. Тогда ведь прошло лишь 4 года после распада Советского Союза, в Москве все очень бурно развивалось и нужны были иностранные эксперты.

Как за это время изменилась торговля и торговая недвижимость? Ведь все на ваших глазах происходило!
— Тогда все только начиналось! Когда я приехал в 1995 году, у «Стокманна» в Москве было четыре магазина. У Ирландского торгового дома было два или три магазина — вот в общем-то и все. На всю Москву было три банкомата и три или четыре кафе, где можно было выпить нормальный кофе. Я прекрасно помню кризис 1998 года и обрушение рубля: полгода казалось, что в стране вообще ничего не происходит, а потом — с 1999 по 2008 год случился такой бурный рост, что я такого не видел нигде и никогда. Безумно интересно! Более масштабной трансформации, которую пережил российский ретейл, представить невозможно.

Вы будете всегда работать из Финляндии?
— Как только границы откроют, сразу приеду. Жду не дождусь (смеется)! Я уже смотрю билеты.

А прививку сделаете?
— Как только будет можно – сразу. Мой папа вчера уже сделал.