Павел Тимец — основатель компании «Крытые парки аттракционов». Эксперт, аналитик индустрии развлечений. Основатель крупнейших в России крытых парков аттракционов Maza Park в Петербурге, FUN24 в Казани и Galaxy Park в Смоленске. До открытия Maza Park в течение 10 лет управлял крупнейшим бильярдным клубом Европы РК «Лидер».

Глава 5. Как из минуса сделать плюс
Велосипеды хорошо продаются летом, а шубы — зимой. Развлекательные центры, почти как шубы, пользуются активной популярностью с октября по март. Это ахиллесова пята нашего бизнеса. Но, если хорошо подумать, даже из слабых сторон можно извлечь выгоду.
Расскажу на примерах, как нам удалось превратить минусы в плюсы. Все кейсы реализованы в казанском развлекательном центре FUN24.

Пена, жара и ванна
Летом людей в развлекательный центр не загнать. А Казань и вовсе славится жаркой погодой, когда несколько недель термометр держится на отметке 35 градусов. В такую жару большинство предпочитает проводить свободное время на природе. Чтобы в развлекательном комплексе людям в такое время было комфортно, нужно значительно увеличить мощность системы кондиционирования.

Устанавливать систему кондиционирования и вентиляции, которая работает на полную мощность в любую погоду (даже если на улице +40), нерентабельно. Мы, честно признаюсь, на этом экономим. До +27 у нас комфортно, но дальше — чем выше температура на улице, тем жарче в центре. Осознав слабое место, мы стали думать, как с этим быть.

Решение лежало на поверхности: проводить в парке пенные вечеринки. Придумали названия: «Жараиванна» и «Пена». Вечеринки получились очень популярными — каждая собирает 1-1,5 тыс. человек — и стали визитной карточкой нашего центра в летний сезон.

Жара, пена, диджеи, музыка, девушки в мокрых майках, все танцуют и отрываются. Средняя выручка в обычный летний день составляет около 150 тыс. рублей, а пенная вечеринка приносит от 800 тыс. до 1 млн рублей. Это масштабное маркетинговое мероприятие поднимает посещаемость и приносит деньги. тимец1.jpg

тимец1.jpg


Ultra All Inclusive
Второй кейс связан с «провальными» пятницами в Казани. В Питере пятница — третий день по посещаемости, выручке и среднему чеку, выше только суббота и воскресенье.

Когда мы начали работать в Казани, увидели, что пятничные показатели ниже будней. Люди, конечно, приходили, но отдыхали совсем не так, как в том же Петербурге. Стали думать: в чем проблема, где собака зарыта?

Оказалось, дело в региональных особенностях. В Казани пятница — семейный день. Принято раньше уходить с работы, проводить время дома, с семьей. Собрали несколько мозговых штурмов в попытке найти решение. Во время одной из этих встреч возникла идея объявить акцию Ultra All Inclusive.

Наши центры всегда работают по системе All Inclusive, но касается это только аттракционов. Формат Ultra All Inclusive подразумевал дополнительный бонус — помимо развлечений, шведский стол с едой и напитками. Людям, привыкшим к отдыху «все включено» в Турции и Египте, такая модель пришлась по вкусу. Услуга быстро стала популярной, и нам удалось вывести пятницу на уверенное третье место по выручке и посещаемости.

Сейчас меню на Ultra All Inclusive в FUN24 весьма разнообразное — возможно, даже лучше, чем многие шведские столы. Это быстрая, простая и вкусная кухня — не только фастфуд, а блюда на любой вкус. Мы ушли от высокой сервировки — предпочли скорость и качество обслуживания. У нас работают хорошие повара и бармены, поэтому даже в самый загруженный день очередей почти не бывает.

Видео для гостей
Если очередь все же образовалась, мы знаем, как устранить и этот недочет. В наших развлекательных центрах много видеоаппаратуры: панели над дорожками боулинга, большие диодные экраны, рекламные мониторы и прочее. Мы решили использовать их, чтобы сделать очереди менее утомительными.

Везде, где могут возникнуть очереди, мы разместили экраны и стали показывать нарезку экстремальных роликов. Стоя в очереди, люди переключаются на видео, и это сводит количество жалоб почти на нет. Гости смотрят захватывающие короткие ролики, и очередь проходит незаметно. Простое решение помогло нам нивелировать минус.

Получить выгоду из слабых сторон несложно, надо просто раскинуть мозгами. Самое удивительное, что чаще всего решения лежат на поверхности, просты и не требуют особых затрат.

Знаете, например, как изобрели железобетон? Французский садовник Жозеф Монье, торговавший пальмами, чуть не разорился из-за того, что при перевозке глиняные горшки разбивались и растения погибали. Он долго думал, как сделать горшки более прочными, и однажды соорудил кадку из цемента, укрепив ее каркасом из железных прутьев. Десять лет спустя Монье уже было не до выращивания пальм. Он запатентовал железобетонные шпалы, затем — железобетонные перекрытия, балки, мосты и много чего еще.
Любая проблема ждет того, кто первым найдет решение. И вполне может оказаться, что этим человеком станете вы.

Часть 6. Фишки
Я называю фишками все, что вызывает удивление, восторг и интерес, все, что притягивает внимание. Фишки запоминаются, о них хочется рассказать и поделиться ими в соцсетях. Я считаю, что каждая микрофишка может прибавить к маркетингу 0,01%. Придумал 200 фишек — добавил 2% к маркетингу на постоянной основе.

Весь развлекательный центр стоит воспринимать как творческое пространство. Вашими фишками могут стать интересные фотозоны, дизайнерские решения на потолке или стенах, максимальное упрощение и визуализация информации, оригинальная навигация, необычное освещение, креативное оформление ламп, огнетушителей, урн, ручек и мебели (без потери функциональности, конечно).

Я подсматриваю разные фишки, когда посещаю парки развлечений, кафе и рестораны по всему миру. Ищу идеи в Интернете и сохраняю их в Pinterest, где у меня есть доски по разным направлениям: декорации для развлекательных центров, фишки для парков, баров и ресторанов, подача блюд, оформление меню, детские зоны, навигация, дизайн туалетов. Посмотреть многие идеи можно, подписавшись на мой аккаунт pinterest.ru/paveltimets.

Тематическое украшение развлекательного центра
Незадолго до масштабных мероприятий имеет смысл установить в развлекательном центре креативные декорации: они притягивают гостей. Украшайте заведение с размахом и заранее. Оформление дополняет праздничную атмосферу и повышает настроение. Тем самым вы показываете гостям, что готовы к предстоящему празднику, а значит, этот праздник можно в вашем заведении и отметить. Вы ничего никому не продаете, но визуально намекаете, что скоро здесь будет классная вечеринка.

Мы ежегодно готовим тематическое украшение парка для следующих периодов:
• С 29 января по 12 марта: День святого Валентина объединяем с 8 Марта, оформляя заведение цветами и сердцами в красно-розовой гамме. Промежуточный день 23 февраля можно специально не украшать, сделав акцент на костюмах для персонала и гостей. Например, одеть всех в камуфляж или раздать военные пилотки.
• С 15 октября по 6 ноября: Хеллоуин и осенние каникулы.
• С 29 ноября по 28 января: Новый год и Рождество.

К закупке украшений стоит подойти ответственно. Мы покупаем все элементы тематического оформления разом большой партией в Китае. Рекомендую привлечь профессиональных декораторов: это хоть и обойдется дороже, но принесет более качественный результат, чем украшение силами сотрудников.
  
Фотозоны
Фотозона — необязательный пункт в оформлении развлекательного центра. Но если сделать ее — и сделать качественно, — можно повлиять на атмосферу в центре и добавить заведению ценность в глазах гостей. Брендированная фотозона к тому же обеспечит упоминание бренда на фотографиях гостей в соцсетях. тимец2.jpg
тимец2.jpg



Есть простые приемы: можно декорировать стены так, что на их фоне будет интересно сфотографироваться, например использовать в оформлении разные шрифты, трафареты и хештеги. Можно повесить неоновые вывески. Кстати, любое зеркало в вашем заведении — тоже потенциальная фотозона.
Декорируя развлекательный центр к Новому году, мы не расставляем елки хаотично по территории парка и не вешаем по снежинке на каждую колонну: иначе мы бы «размазали» бюджет на весь центр. Мы собираем украшения в одном месте: ставим, например, целый лес елок. Получается яркая и простая в исполнении фотозона, привлекающая внимание. Так что не надо тратить деньги на точечное декорирование. Лучше сделать несколько концентрированных зон, которые точно запомнятся гостям.
  
Оригинальная подача блюд
В эпоху визуального контента подача еды и напитков должна быть такой, чтобы хотелось сфотографировать их и поделиться этой фотографией в соцсетях. Отличный кейс — десерт «Любимый мамин цветок» в ресторане «Кококо» Матильды Шнуровой, который благодаря оригинальной подаче стал гастрономической достопримечательностью Петербурга. Фотографии десерта «взорвали» соцсети, и он перевернул маркетинговую картину: стал блюдом, которое «продает» и продвигает ресторан, а не наоборот.

Можно сделать акцент на подаче напитков. Искусство украшения кофе рисунками — отдельное направление в ресторанном бизнесе. Бариста посещают лекции и мастер-классы, чтобы перенять навык у лучших профессионалов. Можно, кстати, придумать собственный узор на основе логотипа компании и украсить кофе в фирменном стиле. Для особо искушенных существуют принтеры, которые переносят на кофейную или молочную пену любые изображения, например ваш портрет, сделанный на камеру телефона.

Закупайте необычную посуду: например, коктейльные бокалы по 1,2 литра вместо стандартных 0,4 литра. Огромная порция произведет впечатление на гостей. Еще одна фишка — клейменые стейки. Это может быть персональная подача именного стейка или блюдо с логотипом вашей компании.


Зона WC
Расположение санузлов непринципиально, но важно, чтобы навигационные таблички и указатели помогли гостю найти туалетную комнату из любой точки парка без дополнительных вопросов к персоналу. тимец3.jpg
тимец3.jpg

В детских развлекательных центрах зоне туалетов следует уделить первоочередное внимание. Важно, чтобы туалет был не просто удобным и чистым, но и адаптированным для детей. Нужны низко расположенные сушилки, детские раковины и сидения для унитазов, теплая вода, табуреты и стульчики, чтобы ребенок мог вымыть руки сам. В современных центрах дети часто бегают без обуви. На этот случай стоит предусмотреть перед туалетом зону с детскими тапочками. тимец4.jpg
тимец4.jpg

Как и в случае с аттракционами, важна антивандальность. Когда выбираете перегородку, ручку, дверь, кран, сушилку, замок, диспенсер для мыла — учитывайте, что все это должно быть рассчитано на многократное неаккуратное использование. Почему мы поставили во все центры смесители с фотоэлементами? Они исключают возможность того, что гости оставят кран незакрытым или свернут резьбу. Обходятся дороже, но реже ломаются и в долгосрочной перспективе экономят расход воды. тимец5.jpg
тимец5.jpg


Во всех парках мы отказались от бумажных салфеток для рук в туалетах. Расходы на них могут быть очень высокими. Пока не заменили бумажные салфетки на автоматические сушилки, мы ежемесячно тратили на них около 50 тыс. рублей. К тому же урны для салфеток при высокой посещаемости надо менять каждые 15 минут. Не упускайте из внимания, что туалет — пространство, которое тоже нужно использовать креативно. Много идей по оформлению туалетных зон — на моей доске в Pinterest. В туалетах можно включать тематическую музыку, звуки природы, моря, леса, можно даже крутить анекдоты или короткие веселые истории. Пусть гости, вернувшись из туалета, рассказывают друзьям, какой он необычный.
IMG_0185.JPG
IMG_0185.JPG

Узнать больше об индустрии развлечений и приобрести книгу Павла Тимца вы можете здесь.